Рерих отправился со спецзаданием в Тибет свергать Далай-ламу и искать Шамбалу?

Комментарии:

Шедевры Николаевского музея имени В. Верещагина.

 В Николаевском музее имени Верещагина экспонируются две работы Николая Рериха. Они были приобретены в частных собраниях Киева и Москвы  в 60-е годы 20 века. Этюд «Разрушенная башня Псковской стены (Псковские башни)» и эскиз «Собирают дань».
Художественное наследие Николая Константиновича огромно. Его картины, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира.
Рерих - человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Он  известен  как художник, ученый, общественный деятель. С детских лет его влекли археология, история и, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.
42 года Рерих прожил в России, два десятка лет в Индии, три года в США. Он посетил почти все страны Европы, Америки, Азии.
Пять лет художник провел в большой научной экспедиции по Центральной Азии. Это самый загадочный период его биографии. Существует несколько версий зачем Рерихи отправились в эту экспедицию.
Одни считают, что целью  были художественные и этнографические поиски. Другие в своих исследованиях доказывают, что Рерих был агентом Коминтерна и ОГПУ, а экспедиция была организована на деньги советской разведки, целью которой было свержение неуступчивого Далай-ламы XIII.
Некоторые исследователи жизни и творчества Рериха полагают, что в экспедиции по Центральной Азии ученый пытался осуществить утопическую мечту о «Новой стране». Рерих вырабатывал общий план «Единой Азии», главный тезис которого состоял в том, чтобы в государственном масштабе объединить учение буддизма с коммунистической идеологией.
Но самой популярной остается версия о том, что Рерихи отправились в Тибет  искать мифическую страну Шамбалу, а не изучать растения, этнологию и языки.
По окончании экспедиции в июле 1928 года Николай Рерих основывает Институт Гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Там же, в долине Кулу, в Западных Гималаях, Николай Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в Индии, и прошел последний период жизни художника.
В 30-е годы, предчувствуя наступающую угрозу новой мировой войны, Рерих разработал проект Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц.
 «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества».
Идею художника приветствовали Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Альберт Эйнштейн. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне. Первоначально документ был ратифицирован 21 страной американского континента.
Впоследствии, в 1954 году, Пакт Рериха лег в основу Гаагской международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта , а предложенный Н. К. Рерихом Знамя мира, объявляющее объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.