Каньоны Мигии и жернова заброшенной мельницы хранят загадки украинской истории

Комментарии:
Река времени.
Без соответствующей экипировки и тщательного инструктажа в этот путь отправляться не рекомендуется. Поэтому мы, группа украинских журналистов, облачаемся в пробковые жилеты, на голову надеваем пластиковые шлемы, в руки берем по веслу и «седлаем» уже в воде два надутых цилиндра, жестко соединенных между собой металлическими трубками. На этом катамаране нам предстоит пройти около пяти километров из 40, где Южный Буг несет свои воды через скальные породы местного каньона.
В районе села Грушевка на Первомайщине течение медленное, поэтому, не утруждая себя греблей, есть возможность взглянуть по сторонам, чтобы запечатлеть красоту высоких скалистых берегов, огромных каменных валунов вдоль реки, обрамленных густыми деревьями, желтеющих на воде лилий.
Еще две с половиной тысячи лет назад красоту этих мест, изобилие флоры и фауны описал «отец истории» Геродот, побывавший в северном Причерноморье. Он и оставил первые упоминания о древних народах, живших в этих краях: милетах, киммерийцах, скифах, трипольцах, сарматах… Через несколько веков на этих берегах поселились славяне. А археологи могут заглянуть еще дальше вглубь тысячелетий: они нашли поселения древнейшего человека эпохи палеолита, жившего здесь 30 тысяч лет назад.
Выбор места жительства на этих берегах вполне закономерен: плодородные земли, богатая рыбой река, возможность выхода в Черное море и далее к берегам Босфора. Этот регион всегда был лакомым кусочком для черноморских народов, территорией взаимных притязаний, особенно между казачеством, Россией и Турцией. Об этом напоминает скала с плоской площадкой в верхней части, мимо которой мы проплываем. Ее название «Турецкий стол», на котором турки после каждой вылазки на казацкие земли устраивали пиршество, а затем расправлялись с пленными. Возможно, поэтому второе название этой скалы «Стон-камень»
Есть легенда, что именно на этом месте был посажен на кол казак Мигей, который воевал с турками и совершил немало подвигов. Его долго пытали, чтобы он отрекся от своей веры и борьбы за свободу родной земли. Но Мигей держался до последнего. В его честь и были названы местные земли.
Приближаемся к первому испытанию: небольшому водопаду высотой метра два. Он образован плотиной, которая была установлена в середине Х1Х века, чтобы приводить в движение жернова мельницы. Инструктор дает команду «сушить весла», и мы плотно прижимаемся коленями к нашей части катамарана. На пару мгновений его нос оказывается в воздухе, и затем катамаран плюхается в воду с двухметровой высоты. Но времени, чтобы поделиться впечатлениями, у нас нет. Через несколько секунд мы попадаем на пороги, и катамаран остановился на мелководье. Пришлось нашему инструктору Сергею и второму рулевому писателю Андрею Дмитриеву спрыгивать с суденышка, чтобы сталкивать его с мели.


Течение замедлилось, и вновь появилась возможность оглядеться. Прощальный взгляд на бывшую мельницу. Сейчас оно лишь напоминает о планах его дореволюционных владельцев сделать этот край благополучным и процветающим. К этому стремился пан Корбэ в середине ХІХ века. На этом месте он пытался сделать подобие Софиевского парка, также в честь своей возлюбленной. Успел посадить на этих берегах акации и дубы, в скалах прорубил ступеньки, пытался рыть каналы…
Посреди реки раскинулся остров казака Мамая. Этим легендарным именем называли себя руководители гайдамацкого движения, боровшиеся против татар. Во время одного из набегов татарских грабителей на русские земли местные казаки напали на их обозы, отобрали у них все награбленные сокровища и по преданию спрятали их на острове. Немало веков прошло с тех времен, на острове периодически появляются кладоискатели, чтобы отыскать сокровище казака Мамая.
А еще одна легенда рассказывает о сотнике Пугаче, на которого напал отряд татар. На своем коне он поскакал к скале и прыгнул с нее, увлекая за собой в обрыв отряд татарской конницы. С той поры одна из местных скал носит имя Пугача.
Вот впереди еще один порог, названный Компанейским. Он был назван в честь российского Компанейского полка, который на этом месте был уничтожен турецким воинством. Может быть, чтобы придать врагу конкретный образ и избрал великий полководец Александр Суворов эти высокие скалистые берега для тренировки своих воинов перед штурмом стен крепости Измаил. Здесь, наблюдая за сложным подъемом своих бойцов на крутые скалы, он сказал знаменитую фразу: «Тяжело в ученье, легко в бою».
Мы тоже осваиваемся в управлении катамараном в ходе нашего рафтинга. Порог проходим на одном дыхании, слаженно работая веслами. Зато потом несколько сот метров спокойной воды. Проплывали мимо небольшого островка, заросшего камышом. В середине ХІХ века в него попал метеорит. Так уверяют местные жители. И в качестве доказательства указывают на огромный водяной круг посредине острова, где до сих пор ничего не растет. Еще один небесный пришелец упал в прошлом веке на огород в прибрежном селе, подняв столб пыли и испугав хозяйку.
Проплываем одно из самых экзотических мест каньона, на правом берегу которого расположилась турбаза «Дубровка». Здесь сосредоточено наибольшее количество впечатляющих скал и валунов, крутые пороги с быстрым течением. Посредине реки - остров, который издавна облюбовали любители водного слалома для тренировочного лагеря. Мы залюбовались тем, как ловко и быстро проходят они по бурлящей воде на своих каяках, подвешенные на тросах воротца.
На берегу за «Дубровкой» нас встречает ее директор Андрей Иванович Гирля, который и организовал знакомство с этим заповедным уголком природы в Николаевской области. Вместе с ним мы проходим еще пару километров по берегу реки, чтобы полюбоваться природными достопримечательностями. Оказывается, у каждой скалы здесь есть свое имя. Вот валун в воде, который называется «Слон, пьющий воду». Сразу за ним «Крокодил». Вспомнили и другой камень выше по течению под названием «Женская радость», в середине которого бурлит вода, напоминающая водоворот в стиральной машине.
Андрей Иванович показывает грот, в котором в давние времена скрывались бандиты, промышляющие разбоем на дорогах. Их поймали и приговорили к расстрелу. Казнь поручили исполнить двум декабристам, сосланным в эти края. Три раза звучала команда «Огонь», но ни одна пуля не попала в бандитов. За невыполнение приказа декабристы были отданы под трибунал.
От берега реки поднимаемся по скалам на их вершины. По дороге встречаем, возможно, самую старую грушу в мире. Этому дереву более трехсот лет. Его диаметр около четырех метров, обхватить ствол смогли только три человека. С вершины скалы Гремящая открываются удивительные пейзажи.
По дороге на базу зашли еще на уникальное Черное озеро, которое питается источниками на глубине 27 метров. Специалисты Одесского института курортологии определили, что в составе этой воды содержится уникальные целебные вещества, которые могут избавить от целлюлита и многих болезней желудочно-кишечного тракта.



Еще один сюрприз директор подготовил для нас, усталых путешественников, на турбазе. Каждому журналисту для восстановления сил и здоровья он предложил полежать над ульями в, так называемом, пчелодомике. Ровное жужжание пчел и их биоэнергетика действительно способствовали восстанавливающему расслаблению. После 15 минут этого релакса появились бодрость и энергия, как после продолжительного и крепкого сна. Несколько процедур в пчелодомике способны повысить иммунитет, избавить от многих хворей.
- Национальный природный заповедник «Бугский гард» официально признан одним из семи чудес Украины, - говорит Андрей Иванович. - Здесь прекрасно в любое время года. Богатая флора и фауна, множество заповедных уголков вдоль речки, красивые пейзажи привлекают сюда любителей девственной природы. Бывают здесь и иностранцы, которые говорили мне о том, что таких заповедных уголков почти не осталось в Европе. Туристам не приходится скучать и на нашей небольшой турбазе. Прогулки на лошадях и шарабане, рафтинги,  игры в теннис и бильярд, уединенные беседки, как для романтического ужина, так и для веселой компании пользуются популярностью у гостей из соседних областей. Но говорить о массовом туризме. Украинская действительность пока не создает условия для его развития. А может это и к лучшему? Природа дольше сохранится в своей первозданной красоте.

 Александр ФЕДОРОВ,
член Международной федерации
журналистов
Мигия-Первомайск-Николаев