«Охотники» пленили Шамиля с помощью предательства

Комментарии:
Шедевры Николаевского музея имени В. Верещагина.
 Творчество Богдана Виллевальде приходится на период, когда очень популярной была батальная живопись. В «Военной энциклопедии» 1911-1915 годов под редакцией генерал-лейтенанта  Величко его работы названы наиболее типичными.
«Тогда ценилась внешняя точность, касавшаяся вида и формы войск и отвечавшая официальному представлению о войне. Такой и была вся живопись Виллевальде: всегда внешне точная, условно-правдивая, законченно-вырисованная, но не волнующая... Мало оригинальный и самостоятельный, Виллевальде первое время находился под влиянием немецких мастеров, потом недосягаемым в легкости кисти и французском изяществе образцом ему служил «король баталистов» Орас Верне...» - так описывают картины Богдана Виллевальде в этой энциклопедии.
Вместе с тем, отмечают и его мастерство: «Отличный знаток военного строя, Виллевальде хорош также и там, где парады и маневры изображаются сами по себе, а не служат образцом картины войны».
Во второй половине  XIX века профессор батальной живописи Виллевальде выезжал на Кавказ, к месту боев, чтобы получить непосредственное впечатление от них. Именно к этой серии относится картина «Охотники Ширванского полка на Гунибе».  Ее сюжет посвящен одному из ключевых моментов той войны - пленению главы повстанцев Шамиля. Этот герой чеченского народа создал свое государство - имамат. Обычное право в нем заменил шариат, государственным языком стал арабский.  
Взятие Гуниба - военная операция Кавказской армии под командованием генерал-адъютанта Барятинского по блокаде и штурму ставки имама Шамиля в ауле Гуниб на одноименном горном плато в Дагестане, происходившая в августе 1859 года.
В результате наступления русских войск   Шамиль потерял Чечню и почти весь Дагестан. В конце июля Шамиль и четыре сотни его подручных заняли оборону в высокогорном ауле Гуниб.
Воевавший с имперским режимом Шамиль был  схвачен и перевезен в Россию. После этого военное сопротивление горцев прекратилось.
Справа от центра картины  Богдана Виллевальде на фоне серой высокой стены с коричневой полукруглой дверью изображена группа солдат, вооруженных винтовками. Они смотрят вверх на мужчину, одетого в национальную одежду горцев, ухватившегося за край стены. Слева от группы изображена еще дюжина  солдат, один из них поднес указательный палец к губам, жестом призывая товарищей к тишине.
 Словом, Шамиль был пленен с помощью хитрости  и предательства.  По крайней мере, это прочитывается в сюжете картины. Добавлю, что «Охотники за Шамилем» были переданы в дар Николаевскому музею в канун Первой мировой войны в 1914 году  Петербургской академией художеств.