Что наша жизнь? Маршрутка!

Комментарии:
Часть своего бесценного времени николаевцы вынуждены проводить в разбитом и грязном общественном транспорте, общаясь с неряшливыми и невоспитанными водителями.
 Сказать, что в городе Николаеве существует проблема с маршрутками, значит, не сказать ничего. Постоянные автомобильные пробки на центральных улицах из-за снующих микроавтобусов, и, как следствие, аварийные ситуации, стали привычными для николаевских автомобилистов. Как, кстати, и неожиданные маневры маршрутчиков, «перелетающих» из крайнего третьего в крайний первый ряд в гонке за лишними двумя гривнами. Немало жалоб властям поступает и на хамское поведение водителей микроавтобусов.
Впрочем, несмотря на обилие микроавтобусов,  порой добраться в отдаленные районы города проблематично. Тому подтверждением стал недавний «бунт» жителей Матвеевки, вышедших на улицу с требованием вернуть так называемые «немецкие гармошки». Как известно, предприятие «Евротранстехсервис», обслуживающее маршруты №54 и 83, отказалось выводить автобусы на линию, аргументируя это нерентабельностью. Мол, субвенции, выделяемые властями на компенсацию за льготников, несоизмеримы с затратами на их перевозку. Так что же творится на рынке пассажирских перевозок бывшего города корабелов?

Маршрутки - спасательный жилет из 90-х
В Николаеве в силу исторических особенностей градостроительной планировки, несмотря на обилие транзитного транспорта, автомобильных пробок никогда не было. Что и не удивительно, ведь большинство центральных улиц - проспект Ленина, Садовая, Адмиральская, Пушкинская, Чкалова, Чигрина довольно широкие.
Но появление на улицах огромного количества маршрутных такси и их поведение почти наглухо блокируют проезжую часть поблизости большинства остановок общественного транспорта.
Наблюдая за всем этим, вспоминаю 90-е. Тогда на фоне лопающихся коммунальных предприятий решение о переходе на частные пассажироперевозки многим казалось спасительным решением. Государственные автопарки со своими «ЛиАЗами» и прочими «пенсионерами» не могли справиться с пассажиропотоком. Именно тогда Николаев заполонили многочисленные «рафы», «топики», «шараповцы», а позже и «полюбившиеся» всем «Газели».
Шло время, и «спасительный плот» устарел. Как показывает практика, «Газели» и  сменившие их «Руты» могут перевезти (во всяком случае, по техпаспорту) не более 12-13 человек. Но как оказалось, общественный транспорт у нас резиновый. Посему в маршрутки «трамбуется» по 20-25 человек. Конечно, можно постоять и подождать пустой автобус. Однако, николаевцы, живущие на окраине,  ответят, что если ждать сидячего места в маршрутке, особенно в час пик, то утром на работу опоздаешь, а вечером домой не попадешь. В общем, как гласят наклейки на дверях многих маршруток: «Лучше ехать стоя, чем жить на остановках».

Где в микроавтобусах ремни безопасности?
На всех пресс-конференциях руководство ГАИ особое внимание уделяет так называемым «стоякам», делая акцент на негативных последствиях этого явления. Как показали исследования, проведенные журналом «За рулем», о безопасности стоячих пассажиров в микроавтобусах и речи быть не может. В них хоть бы сидячим выжить.
В программу сертификации той же «Газели», как отмечает издание, краш-тест как таковой не входит. Так что, в принципе, формальных претензий к этому микроавтобусу нет - он играет по всем существующим правилам. Правда, эти правила уже давно устарели, и, например, в Европе, куда мы стремимся, уже давно пассажиры ездят пристегнутыми к своим сидениям. По сути, требования безопасности к микроавтобусам стоило бы ужесточить и в Украине. Но у чиновников до этого руки не доходят.
Для проведения «испытания на прочность» «За рулем» выбрана заводская модификация «Газели» - 14-местный (вместе с водителем) микроавтобус марки ГАЗ-322132. Правда, впоследствии кресла, как в «Газелях», так и в «Рутах», разместили по-другому, но от этого «стоякам» легче не станет.
Да и, скорее всего, в тех же «спринтерах» и других новинках иностранного автопрома «стоякам» также не поздоровится. Потенциальному европейцу даже в страшном сне не приснится такое понятие. Посему о безопасности стоячих пассажиров зарубежные автопроизводители как бы и не задумывались.
Итак, на водительское сиденье «испытатели» усадили самый современный манекен, позволяющий фиксировать при ударе множество параметров. Что касается пассажирских кресел, то здесь посложнее - ведь непристегнутым «пассажирам» в случае аварии еще придется кувыркаться по салону. Поэтому назад усадили шесть простых манекенов, соответствующих телу человека по весу, подвижности конечностей, твердости и прочности покровных материалов. И вот удар в стену, грохот, машина подпрыгивает, падает, разлетаются обломки. Главный итог испытаний: в салоне два «трупа», два кандидата на тот свет и три инвалида. И это на скорости в 54,8 километра в час. Заметьте, в салоне все «пассажиры» находились в креслах и никто не стоял. При подобных раскладах стоячие люди попросту не жильцы.

О «немецких гармошках» замолвите слово...
О том, что микроавтобусы нужно заменить на автобусы большой вместимости, говорят давно и много, а воз, как известно, и ныне там. В прошлом году на маршруты
№83 и 54 частное предприятие «Евротранстехсервис» вывело немецкие «гармошки». Шуму тогда было много: и по поводу того, как предприятие зашло на рынок перевозок, и по поводу цены, которая была существенно ниже, чем у других перевозчиков. Да и транспорт этот был куплен на вторичном рынке Германии…
Но спустя время шум поутих, а «немцы» николаевцам пришлись очень даже по душе. А для жителей Матвеевки и вовсе стали спасением. Ведь проблема с транспортом тут была всегда, а появление автобусов большой вместимости хоть как-то выровняло ситуацию.
Другое дело, что перевозчик начал разговаривать с городом на языке «ультиматумов»: не перечисляете нам деньги за льготников - снимаем автобусы с маршрутов. А за каждым демаршем «Евротранстехсервиса» следовала акция протеста матвеевцев, которые требовали для себя всего лишь нормальных условий проезда.
После того, как недавно «Евротранстехсервис» в очередной раз приостановил работу, на митинге в Матвеевку появилось руководство предприятия. Оно высказало свое видение ситуации, люди повозмущались и разошлись. А проблема осталась. Основной причиной отказа от обслуживания маршрута №54, как заявил и.о. директора «Евротранстехсервиса» Петр Шпитко, является его нерентабельность.
 - Ежедневно мы перевозим около 9 тысяч льготных пассажиров, но власти нам это не компенсируют. Нам выделили 1,8 миллиона гривен, но они не покрывают расходы. Тем более, что 1,132 миллиона пошли на погашение предыдущей задолженности. Таким образом, в этом году было компенсировано лишь 700 тысяч гривен, - заявил Петр Шпитко.
«Евротранстехсервис»  уверяет, что за полгода потратил на  перевозку  льготников  3 миллиона 240 тысяч гривен.  
Начальник  городского управления транспортного комплекса, связи и телекоммуникаций Вячеслав Кащенюк, в свою очередь, утверждает, что город рассчитался перед «Евротехтранссервисом» в полном объеме.

Льготники и компенсации
Как сообщил «Николаевским новостям» директор городского департамента социальной защиты Сергей Бондаренко, в 2013 году компенсацию за перевозку льготников получили четыре предприятия: «Орион-авто» выделили 550 тысяч гривен, «Алан-техно» - 50 тысяч, «Евротранстехсервис» - 1,8 миллиона и «Николаевэлектротранс» -  более 20 миллионов гривен.
Недавняя сессия горсовета приняла новый порядок получения компенсаций. Теперь «для получения компенсации на следующий год предприятия, предоставляющие услуги по проезду в городском и пригородном автотранспорте, должны до 1 октября предоставлять комиссии горисполкома отчет о количестве перевезенных льготных пассажиров с подтверждением статистической отчетности».
Раньше чиновники, как уверяет Сергей Бондаренко, проверяли поданную фирмами информацию о количестве перевезенных льготников, но с принятием данного документа эта схема станет более прозрачной.
- Это государственная программа, и деньги на компенсации идут из государственного бюджета. Эта программа должна предоставить возможность всем фирмам-перевозчикам прозрачно получать компенсации, - сказал Бондаренко.
P.S. Насколько обоснованны требования руководства «Евротранстехсервиса», вопрос. Ведь в подобной ситуации можно верить лишь документам и ссылаться на слова недопустимо. В то же время жители Матвеевки в один голос заступаются за предприятие и уверяют, что лишь автобусы большой вместимости могут решить вопрос с пассажирскими перевозками в их районе. Кстати, многие матвеевцы утверждают, что пенсионеры и другие льготники, когда курсировали «немецкие гармошки», принципиально дожидались их, лишь бы не платить 2 гривны за проезд.
Как бы то ни было, но «спасательный плот» 90-х годов давно устарел, и микроавтобусы из города нужно убирать. А кто придет на смену: «Евротранстехсервис» или другое предприятие, не принципиально.