Стервятники, почуявшие смерть

Комментарии:
Шедевры Николаевского музея имени В. Верещагина.
  В этому году николаевскому музею имени Верещагина исполнилось 99 лет. Все это время в музее хранятся и картины, написанные самим Василием Васильевичем.
Художник участвовал в боевых действиях во время войны в Туркестане. Имел и награды, в числе которых Георгиевский крест IV степени полученный за мужество, проявленное при обороне Самарканда от войск бухарского эмира.
Верещагин писал военные и охотничьи сцены так живописно, что сам расстраивался в конце-концов от увиденного. Однажды он даже воскликнул: «…Больше батальных картин писать не буду - баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого».
На одном из таких полотен изображен убиенный солдат и величаво парящие над ним птицы. «Орлы/Забытый солдат» искусствоведы называют одной из самых значительных картин Николаевского областного художественного музея имени В. В. Верещагина, своеобразной визитной карточкой творчества художника. Бытует также мнение, что картина относится к индийской серии работ художника и является центральной частью «Гималайской трилогии».
В Николаев одно из самых больших по размеру музейных полотен (высота 4,5 метра) поступило вместе с другими произведениями художника в 1914 году из Русского музея императора Александра III в Петербурге.
Полотно несколько раз реставрировали: после войны, в 1946 году, а затем в 1969 и 1986 годах. Последняя реставрация была проведена в 2005 году в рамках программы «Возрождение шедевров». Именно тогда реставратор Титов предположил, что Верещагин объединил два полотна в одно - на одном изображены орлы, на другом - убитый солдат. На стыке полотен художник дописал слева летящего орла, а справа - ветви кустов. Это подтверждает и разница в цвете неба на верхней и нижней частях картины.