Художник Поленов вернулся с войны на Балканах с медалью «За храбрость»

Комментарии:
Шедевры Николаевского музея имени В. Верещагина.
Целая плеяда известных и талантливых личностей оказалась в роду художника Василия Поленова.
Великая ветвь Василия Дмитриевича начинается еще с его прадеда Николая Львова - известного в свое время поэта, организатора стихотворного кружка  Державина. Его цитировал сам Пушкин. К тому же, прадед художника оказался человеком разносторонне развитым. Невские ворота Петропавловской крепости, соборы в Могилеве и Торжке, здание «почтового стана» в Петербурге - работы именно архитектора Львова. И его правнук Василий станет не менее разносторонне развитым, его будут интересовать лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств, оперный театр и концерты, музыка Вагнера, да и сам он пел в студенческом хоре Академии художеств, сочинял музыкальные произведения. И все это - продолжая учиться на физико-математическом факультете Петербургского университета.
Прадед Василия Дмитриевича по отцовской линии Алексей Поленов был известным юристом. Или, как тогда говорили, законоведом. Он еще до Радищева довольно резко критиковал рабовладение, однако поступил мудро и удалился от дел, не нагнетая гнев на свою семью.
История гласит, что маленький Василий Поленов питал особую любовь к рисованию еще с трех лет. Существует даже красивое предание, будто бы его отец, вернувшись из цирка, рассказывал о наезднице, которая прыгала с лошади сквозь обруч, затянутый бумагой, и прорывала эту бумагу.
«Папа, - сказал Вася, - и эта бумага вся чистая, ненарисованная?» - «…Да, чистая». - «Ах, как жалко!»
Мальчик рисовал все, о чем ему читали и рассказывали. Это его еще детское увлечение поддерживала и бабушка, которая, приезжая к ним, устраивала конкурсы с шутливыми наградами, задавая довольно серьезные для детей темы: «Суд царя Соломона», «Сергий Радонежский, благословляющий Дмитрия Донского перед Куликовской битвой», «Иисус Навин у стен Иерихона». Возможно, что позднее именно это помогло художнику получить золотую медаль за картину «Иов и его друзья» и наравне с Репиным большую золотую медаль за полотно «Христос воскрешает дочь Иаира».
Множество других не менее ярких полотен вышло из-под кисти художника. В том числе и «Балканский пейзаж», в котором отразились не только его военные впечатления, но и чувства к сербскому и черногорскому народам, которые он испытал во  время сербско-турецкой войны. Василий Дмитриевич, участвуя в этой войне под руководством генерала Черняева, за  боевые действия был награжден сербским золотым орденом Таковский крест с надписью «За веру, князя и отечество» и медалью «За храбрость». А сама катина «Балканский пейзаж» поступила в коллекцию музея Верещагина от ленинградского коллекционера Кутузова в 1979 году.