Медицинская реформа официально внедряется

Перечитать Гиппократа.До конца  2013 года Николаевское городское управление здравоохранения запланировало увеличить число семейных амбулаторий до 38. Но какими путями достигаются подобные цели, и что думают об этом сами пациенты и врачи?
Официально медицинская реформа в Украине стартовала в начале 2012 года. В Николаевской области - с 1 марта 2013-го. Теперь наиболее близким к украинцам звеном системы здравоохранения становятся семейный врач и неотложная помощь. Задача семейного врача - прием всех пациентов на закрепленной территории, что заставляет такого доктора быть хотя бы поверхностным специалистом в наиболее востребованных направлениях.
Одновременно с этими шагами закрываются районные санэпидемстанции, соответственно сокращается штат. Изменятся и функции «скорой помощи». Ее задача - быстро довезти пациента до больницы, не диагностируя заболевание, поскольку в будущем планируется, что врача на скорой не будет. По дороге бригада должна выполнить необходимые действия для поддержания жизни: остановить кровь, зафиксировать перелом, не дать остановиться сердцу. Запланированное время приезда скорой по вызову - 10 минут в городе, 20 минут в сельской местности. Для этого  в минувшем году Николаевщина получила 64 новые машины.

Николаев перспективный
На каждый такой центр первичной медико-санитарной помощи приходится примерно 75-100 тысяч жителей. Сейчас в городе Николаеве, по официальным данным, работают 14 семейных амбулаторий. Планируется, что в Николаевской области будет 330 семейных врачей. А по нормативам, каждый семейный врач будет обслуживать 1500 пациентов.
24 февраля закончилась подготовка 46 человек среднего медперсонала по специальности «Общая практика - семейная медицина». А с 31 мая начнется подготовка новой группы медиков - в Николаеве семейных врачей еще на 30 человек станет больше. Подобную переподготовку могут проходить только педиатры и терапевты.
Отдельный разговор о кадровых проблемах, с которыми сейчас столкнулись медработники. По данным областного управления здравоохранения, укомплектованность персоналом медучреждений на сегодняшний день составляет около 70 процентов, а учитывая, что примерно 25 процентов из них - пенсионеры, то ситуация предстает в еще более невыгодном свете.

Кто такой семейный врач?
Основная обязанность семейного врача - профилактика. Он должен убедить пациента следить за своим здоровьем и помочь ему в этом. То есть изначальная цель формулируется как забота о населении и возвращении к медицинским системам ценностей советского времени.
В каждом ЦПМСП (центре первичной медико-санитарной помощи) должны быть один семейный врач (педиатр и терапевт в одном лице) и две медсетры. Здесь беспокоит вопрос об образовании специалистов. Но мы забываем, что шестилетнее обучение с последующей трехлетней интернатурой предполагают общее медицинское образование и уже после -  непосредственно специальное медицинское образование. Так что нынешнее переобучение - скорее, «освежитель памяти» для медиков. Обходится эта переквалификация в 12 тысяч 600 гривен на каждого николаевского медика. К тому же, с недавних пор в двух вузах страны появились факультеты, где готовят семейных врачей.
Как сообщают Медицинские новости, что касается опасности для здоровья детей, предполагается, что в будущем для детей и взрослых будет два разных «зала ожидания» с разными входами. Плюс к этому разное время приема. То есть контакт малышей с уязвимым иммунитетом и взрослых с заболеваниями будет сокращен до минимума. И то, с чем мы сталкиваемся теперь - явление временное, как обещают в здравоохранении. Здесь волнуют два вопроса: что может произойти все-таки за это время? И не действует ли здесь принцип: все временное постоянно?

Один Айболит на полторы тысячи николаевцев
Одним из положительных моментов реформы называют изменения в оплате труда. Например, в Винницкой области зарплата медработников первичного звена выросла с 2684 гривен в 2011 году до 3411 гривен в 2012-м. Заработная плата врача общей практики и семейной медицины здесь в 2012 году составила 5657 гривен при средней зарплате медработников в области на уровне 3912 гривен. В Николаевской области точные суммы пока неизвестны. Однако уже однозначно ясно, что врача, обслуживающего своих пациентов, ждет поощрение в виде премии и более высокой зарплаты.
А есть и такой момент. К примеру, вас не устраивает семейный врач.  Пишите  заявление  главврачу, пояснив объективную причину, и вас переведут к другому специалисту. У каждого такого врача будет выставлен свой лимит пациентов, чтобы он всем мог уделить достаточно внимания и времени.  Предполагается, что один семейный врач будет обслуживать 1500 человек.
Раньше большая часть финансирования уходила на обеспечение койко-мест, а первичных финансировали по остаточному принципу. Теперь же все будет почти с точностью до наоборот. И вот такой нюанс: в Николаеве иногородних специалистов ждут две квартиры. 

Версия доктора Комаровского
Инициаторы медицинской реформы аргументируют необходимость ее проведения тем, что советская модель здравоохранения устарела и не выполняет своих задач. А прибавьте сюда хроническое недофинансирование, коррупцию и развал системы подготовки кадров. Но учитывает ли эти симптомы реформа, призванная реанимировать отечественную медицину?
«Сколько-нибудь существенных улучшений в пилотных областях, где проводят реформу, я не вижу. Зарплата врача не позволяет ему существовать, поэтому вынуждает ежедневно нарушать кодекс медицинской этики. Уровень финансирования здравоохранения не позволяет медику выполнять законы страны, прежде всего Конституцию. Так было, так есть, и реформа этого не изменила», - оценивает промежуточные результаты на всеукраинском уровне врач-педиатр и телеведущий Евгений Комаровский.
А с финансированием, как всегда, трудновато. Например, в городе Николаеве в детской семейной амбулатории при ЦПМСП №6 (улица Фрунзе, 58) нет даже элементарного: весов, палочек для горла...

До «туберкулезников» рукой подать
Большинство николаевцев «познакомились» с реформой в пик заболеваемости гриппом. И теперь пациент  даже в общих чертах не представляет, к чему ему надо готовиться - ко встрече с привычным Айболитом или дуэли с капиталистическим доктором Джекилом, способным по одним ему понятным причинам мгновенно превращаться в злобного и коварного мистера Хайда? Если сами медработники толком не понимают, что с ними произойдет в результате реформирования, что можно сказать о больных? Пока им пришлось столкнуться с многочасовыми очередями возле кабинетов врачей, уходом из профессии узкопрофильных специалистов и разбитыми дорогами в центр госпитального округа для жителей отдаленных сел.
Чтобы получить бюллетень о нетрудоспособности в амбулатории на улице Декабристов, 23а, нужно пройти обязательную флюорографию и онкоосмотр в КУ «ЦПМСП №3» на улице Корабелов, а потом опять вернуться на улицу Декабристов. А если врач решит, что вам необходим осмотр «узкого специалиста», придется опять возвращаться в КУ...
Еще пример. Трудно найти довольную маму, которая приходит с грудным ребенком на прием к педиатру, а тот принимает рядом с рентгенкабинетом (где могут находиться потенциальные туберкулезники всех возрастов) - так это сделали в семейной амбулатории при том же ЦПМСП №6. Уверяют, что беспокоиться не следует, ведь расстояние между кабинетами десять метров. Вот только люди в очереди стоят по всему коридору!
Так же дело обстоит и во временном приюте медиков  по адресу проспект Октябрьский, 8а. Там по всему коридору расставлены коробки с карточками части пациентов бывшей поликлиники №2, в которой теперь врачи и второй, и третьей поликлиники, а сами терапевты, кажется, окончательно запутались в адресах, по которым должны обслуживать.
Много звонков поступило в редакцию «Николаевских новостей» в период массовой волны гриппа, которая нахлынула на город пару недель назад. Возмущались ситуацией в амбулатории на улице Бутомы, 5. Однако официальный ответ гласит, что по этому адресу не существует семейной амбулатории. Она расположена на улице Дачной, 5 на первом этаже. Причем, на месте стационара, который функционировал до этого в течение 15 лет. По документам, площадь помещения соответствует всем требованиям и позволяет обслуживать 12700 человек, проживающих в этом районе. А по адресу Бутомы, 5 находится вполне просторная городская детская поликлиника №3 с двумя отдельными входами и вместительным холлом. Здесь проблем с приемом пациентов, уверяет облздрав, быть не должно.
Однако существующий ряд проблем приводит к тому, что и врачи не довольны  переменами, и свое недовольство высказывают и без того неблагожелательно настроенным пациентам.

Министерская сказка в Николаевской реальности
В середине марта Николаевскую область  посетили заместитель министра охраны здоровья - руководитель аппарата Роман Богачев и начальник управления департамента реформ и развития медицинской помощи МОЗ Украины Константин Надутый. Побывали они в двух семейных амбулаториях  - в Жовтневом районе и  в Николаеве.
Чиновники провели  встречи с главными врачами лечебных учреждений и руководством области. Министерские чины  проинспектировали ход реформы в нашем регионе, рассказали, как идут изменения в других областях. Недовольных замминистра на Николаевщине на нашел!
«Год назад врачи не то чтобы противились - они очень настороженно относились к реформе. В амбулаториях  задавали один вопрос: как вы относитесь? И очень приятно, что не было ответа, что, мол, назад дороги нет. Была четкая уверенность: да, путь выбран, путь правильный, и мы по нему пошли, - сказал Богачев. - Сюда мы приехали по нормальным дорогам, хотя еще недавно все кричали о большой глобальной проблеме дорог в Украине... Благодаря руководству региона осуществляется или начат процесс реформирования, созданы условия. Врачи и пациенты нормально относятся к реформам. Они поняли их суть, и это их устраивает».
Но мне кажется, делать какие-то выводы о медицинской реформе в Украине и тем более на Николаевщине пока рано: пилотные проекты еще не завершены. Беспокоит другое - критерии успешности проектов у народа и власти сильно разнятся. В очередной раз понимаешь, что меньше всего влияют на изменения в медицине врачи и пациенты. Суть преобразований определили чиновники министерства здравоохранения. А вот из чего они исходили, нам, рядовым гражданам, понять сложно. Но деваться-то некуда. Как язвят сами медики, хорошо зафиксированный пациент в анестезии не нуждается...