Безногим генералом оказался герой войны 1812 года Арнольди

Комментарии:
Шедевры Николаевского художественного музея имени В. Верещагина.
«Портрет И. К. Арнольди» кисти Евграфа Крендовского относится к лучшим его работам.  В Николаев картина попала в 1949 году из Одесского музея как работа неизвестного художника ХІХ века. На ней изображен немолодой генерал, у которого вместо ноги - протез.
Полотно находилось в ужасном состоянии: в грязи, с пожелтевшим лаком. В таком виде картина пролежала около двадцати лет, пока  ею серьезно не заинтересовалась Зинаида Макушина, тогдашний  хранитель музея.
Полотно отправили  на реставрацию в Москву, а там, в Третьяковской галерее, установили и автора, и героя портрета. Художником оказался Евграф Крендовский, который  считался одним из лучших учеников Алексея Венецианова. Жил он на Полтавщине и держал там художественную школу.
Итак, автор известен, но кто на  портрете? В этом помогли старые книги, справочные издания, посвященные армейской элите России первой половины ХІХ века.  Зинаида Макушина нашла публикацию о генерале Арнольди: «В битве под Лейпцигом принимал участие в армии наследного принца шведского и совершил ряд подвигов, где ему оторвало левую ногу. Император Александр І прислал своего лейб-медика, ногу отняли до половины бедра, но он еще прослужил 40 лет и, не имея ноги, сидел и ездил на коне».
Речь идет о сражении с Наполеоном, названном «Битвой народов». Совпадали инициалы, даты жизни и написания портрета отважного  генерала  Арнольди, который за храбрость и отвагу был награжден орденом Владимира ІV степени, Анны І степени и орденом Александра Невского.
Но зачем боевому генералу такая стопка бумаг? Оказалось, что он отнюдь не собирался писать мемуары. Разгадка кроется в назначении Арнольди на должность начальника военных поселений
Херсонской и Екатеринославской губерний. То есть город Николаев также был в ведении генерала.