С невестой в бане

Комментарии:
Шедевры Николаевского художественного музея имени В. Верещагина.
В коллекции Николаевского художественного музея имени В. Верещагина есть выдающиеся произведения искусства, где отражены «неприличные» жанровые сцены из обрядового быта славян.
Эскиз Фирса Журавлева к бесследно утерянной картине «Девичник в бане» является одной из самых любимых работ директора николаевского музея Сергея Рослякова. Впрочем, пленила она очень многих.
В русской живописи ХIX века это первая работа с таким необычным сюжетом. Тема наготы была использована художником неожиданно и смело. Он демонстрирует зрителю не античных заморских красавиц, а славянских женщин, участвующих в обязательном предсвадебном обряде.
Работа стала подготовительным эскизом к одноименной картине, написанной художником в 1885 году. В том же году в родном для Фирса Журавлева Саратове в Радищевском музее открылась выставка картин. «Благословение невесты», «Деревенская ворожея», «Купеческие поминки», «Мачеха»... Всего 23 работы были размещены в один ряд на стенах актового зала. Гвоздем экспозиции был «Девичник в бане».
Эта картина была задумана Журавлевым в середине 1870-х, и пресса тогда не раз сообщала, что в мастерской художника находится «еще неоконченная работа, иллюстрирующая нравы торгового сословия», «пикантная сцена из купеческого быта». В начале 1885 года «Девичник» был закончен и до Саратова показан в Москве и Нижнем Новгороде.


«Девичник в бане» был предметом гордости Журавлева. После выставки в Радищевском музее мастер оставил тоновое воспроизведение картины, выполненное литографским способом. Нынешнее местонахождение картины не установлено, еще до революции след полотна затерялся.
Сюжет картины таков. Невеста, находясь в центре композиции с участием 12 фигур, тоскливо и равнодушно взирает на все как бы со стороны, она, кажется, даже огорчена чем-то.
Добавлю, что в старину в сельской баньке совершались обязательные обряды вступающих в брак. Им обязательно надо было очиститься. Во время обряда расплетения и продажи девичьей косы невесту провожали в баню, где подружки мыли ее и парили присланным женихом веничком.
Это далеко не единственная картина Журавлева на свадебную тематику, причем для некоторых полотен автор создает так называемых «двойников», будто еще что-то хочет досказать. Яркий тому пример - две его работы 1874 года «Перед венцом». Одна из них находится в Третьяковской галерее, а вторая - с более полным «семейным составом», - в Русском музее. И в том же году Журавлев пишет картину «После свадебной церемонии». На всех полотнах невесты грустны и утомлены, будто свадьба им вовсе не в радость. То ли сам художник так относится к церемонии соединения судеб, то ли он отображает нравы и отношение к свадьбе самих девушек...