Заявление об экологических последствиях

1. Инвестор (заказчик) - ООО «Авентин», почтовый адрес: Украина, г. Николаев, ул. Проектная, 6.2. Цель и способ осуществления проектируемой деятельности
Портовый перегрузочный комплекс ООО «Авентин» по ул. Проектная, 6 в г. Николаеве планируется расположить на северном берегу Бугского лимана, западнее сооружений Черноморского судостроительного завода и восточней акватории Николаевского речного порта. Территория комплекса ограничена с севера и востока территорией ГАХК «Черноморский судостроительный завод» ЧСЗ); с юга - землями водного фонда Бугского лимана; с запада - территорией Николаевского речного порта.
В составе портового перегрузочного комплекса морского транспорта «Авентин» намечено строительство трех специализированных перегрузочных комплексов:
№1 - Специализированный морской перегрузочный комплекс по экспорту зерна;
№2 - Специализированный морской перегрузочный комплекс по экспорту шрота;
№3 - Специализированный морской перегрузочный комплекс по экспорту растительных масел.
Морской грузовой фронт представляет собой два фронтально расположенных вдоль береговой линии причала с операционной акваторией и водными подходами.
Общие размеры акватории установлены исходя из создания условий, необходимых для обработки судов максимальной грузоподъемности, их безопасного маневрирования на подходах к причалам.
Причал №1 длиной 280 м, глубиной 10,5 м (12,5 м на перспективу), предназначенный для перегрузки зерновых грузов.
Причал №2 длиной 230 м, глубиной 10,5 м (12,5 м на перспективу), предназначенный для перегрузки растительных масел.
С выдвижением линии кордона проектируемых причалов №1 и 2 предусматривается образование территории. Объем насыпи составляет 150 тысяч м3.
Продолжительность строительства составляет 24 месяца.
Возможные воздействия на окружающую среду в период строительства и эксплуатации ППК морского транспорта «Авентин» определяются следующим перечнем.

Геологическая среда
Работы по созданию ППК морского транспорта «Авентин» не окажут необратимого воздействия на геологическую среду, поскольку теддслагаемое строительство будет осуществляться согласно проектным решениям, подготовленным на основании материалов изысканий и с соблюдением норм проектирования таких объектов, учитывающих геологические особенности данного района. Проектируемые дноуглубительные работы хоть и значительны по объемам, но охватывают лишь верхние грунтовые слои. Песчаный грунт, полученный от дноуглубления операционной акватории и подходного канала, подается на берег для дальнейшего использования при образовании территории.

Воздушная среда
Значительным источником вредного воздействия на окружающую среду являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Портовые перегрузочные комплексы имеют четко выраженную специфику производства и, соответственно, характеристики технологических источников выбросов вредных веществ в атмосферу. Кроме того, источниками выбросов являются энергетические установки судов, стоящих у причала и участвующих в грузообороте наливных пищевых грузов.
Нормативный размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для отдельных перегрузочных комплексов проектируемого объекта составил от 50 м (V класс) до 100 м (IV класс).
Общая граница ППК морского транспорта «Авентин» нормативной СЗЗ находится, в основном, в пределах прилегающей акватории и территории, не затрагивая существующую селитебную зону.
Сумма платежа за загрязнение атмосферного воздуха в период эксплуатации составит 13583,49 грн.
За весь период строительства общая сумма платежа за загрязнение воздушного бассейна выбросами составит 776123 грн.
Предусматриваемые организационно-технические мероприятия по защите от шумового воздействия обеспечивают соблюдение нормативных требований по шумовому фактору, как на период строительства, так и на период эксплуатации объектов ППК морского транспорта «Авентин».

Микроклимат
Анализ принятых в ТЭО решений с точки зрения возможного влияния проектируемого объекта на отдельные элементы микроклимата (длительность туманных периодов, интенсивность падающей солнечной радиации, температуру, скорость ветра, влажность, атмосферные инверсии и др.) показывает, что активного и масштабного воздействия не ожидается.

Водная среда
Для создания ППК морского транспорта «Авентин» потребуется выполнение дноуглубительных работ на подходном канале и операционной акватории общим объемом 2,15 млн. м3 на площади порядка 32 га.
Извлеченный грунт складируется на рекомендованный Заказчиком отвал - район №909. Проведенные исследования и расчеты показали, что разработка и складирование грунтов не окажут существенного отрицательного воздействия на гидролого-гидрохимический режим и водные живые организмы.
Величина компенсационных платежей водной среде и биоресурсам при дноуглублении в объеме 2,15 млн. м3 составит 2,96 млн. грн.
Разработка и складирование грунтов при выполнении дноуглубления не повлечет необратимых негативных последствий для экосистемы лимана и прилегающей части СЗЧМ.
Для определения фактического влияния проектируемой схемы выполнения дноуглубительных работ на экосистему и фактических величин ущербов, наносимых водной среде и биоресурсам, необходимо сопровождать выполнение дноуглубительных работ комплексным научным мониторингом. Ориентировочная стоимость мониторинговых работ составит 0,56 млн. грн.
Источником питания хоз-питьевого противопожарного водопровода комплекса являются существующие водопроводные сети (согласно техническим условиям на подключение к инженерным сетям водоснабжения и канализации). Общий расход воды в системе хоз-питьевого водоснабжения составляет 63000 м3/год, в том числе на бункеровку судов - 27000 м3/год.
Выбор мероприятий по защите подземных вод определяется конкретными гидрогеологическими условиями района. Предусмотренные в ТЭО решения обеспечивают локализацию источников загрязнения на территории ППК морского транспорта «Авентин». Учитывая изложенное, можно констатировать, что негативное воздействие на подземные воды оказываться не будет.

Отходы
В период эксплуатации объектов ППК морского транспорта «Авентин» следует ожидать образования как специфических отходов, характерных для морских портов, так и общепроизводственных. Расчетное количество отходов, ожидаемых при эксплуатации, составит 604,39 т/г.
Сумма платежа за размещение отходов, образующихся в период эксплуатации ППК морского транспорта «Авентин», составит 4313,30 грн. год.
Расчетное количество отходов, образующихся в период строительства, составит 4692,63 т. Сумма сбора за размещение отходов, которые образуются за весь строительный период, составит 11900,24 грн.
Принятая система накопления и удаления отходов отвечает природоохранным требованиям и позволяет свести к минимуму воздействие на окружающую природную среду.

Почва
Осуществление планируемого строительства ППК морского транспорта «Авентин» не внесет каких-либо изменений в структуру земельных ресурсов района.
На площадке строительства плодородный почвенно-растительный слой, пригодный для рекультивации сельскохозяйственных земель, отсутствует.
Проектными решениями исключается возможность техногенного загрязнения почвы за счет выбросов вредных веществ, сбросов загрязненных сточных вод, засоренности отходами.
Растительный и животный мир, заповедные объекты
В результате намечаемого строительства сокращения естественной растительности и мест обитания диких животных не происходит. Объектов природно-заповедного фонда и территорий, путей миграции животных и птиц в рассматриваемом районе нет, поэтому создание ППК морского транспорта «Авентин» не окажет воздействие на флору и фауну, которое может привести к необратимым последствиям.

Социальная среда
Социальное значение создания ППК морского транспорта «Авентин» оценивается позитивно. В период строительства получат серьезную загрузку на достаточно длительный период свободные трудовые и материальные ресурсы в строительной сфере.
Последующая эксплуатация комплекса будет связана с созданием волнительных рабочих мест. Прогнозируемая численность персонала составляет более 400 человек.
Устойчивая работа развивающегося ППК морского транспорта «Авентин» будет сопровождаться ростом прибыли предприятия, что определит и соответствующий рост отчислений в местный бюджет.
С учетом приведенных обстоятельств воздействие на социальную среду можно признать положительным.

Техногенная среда
Развитие ППК морского транспорта «Авентин» происходит на уже освоенной промышленной территории, поэтому не оказывает какого-либо воздействия на существующие промышленные, сельскохозяйственные и жилищно-эксплуатационные объекты, наземные и подземные сооружения, социальную организацию территорий, памятники архитектуры, истории, культуры и другие элементы сложившейся техногенной среды.
Создаваемые водные подходы, маневровые зоны и операционные акватории порта не затронут условия судоходства по важнейшей для региона транспортной магистрали - Бугско-Днепровско-Лиманскому каналу.
Взаимное расположение проектируемого ППК морского транспорта «Авентин» и соседних портовых и промышленных объектов при последующей эксплуатации позитивно скажется на организации техногенной среды, совершенствуя и упорядочивая использование акватории Бугского лимана и освоенной береговой промышленной территории с сопутствующей инфраструктурой.
С учетом изложенного, можно полагать, что создание ППК морского транспорта «Авентин» позитивно скажется на организации техногенной среды.
3. Экологический риск
проектируемой деятельности

Создание и эксплуатация морского транспорта «Авентин» не относится к видам деятельности, которые в случае аварии могут привести к каким-либо значительным негативным последствиям для окружающей природной среды.
Основными причинами возникновения аварийных ситуаций на промышленных и транспортных предприятиях различного назначения, в том числе и в портах, являются нарушения регламента технологических процессов, технические ошибки обслуживающего персонала, нарушение противопожарных правил и правил техники безопасности, отключение систем энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, стихийные бедствия, террористические акты и т. п.
Оценка риска влияния планируемой реконструкции на здоровье местного населения от загрязнения атмосферного воздуха проводилась путем расчета риска развития неканцерогенных и канцерогенных эффектов и показала, что канцерогенный риск отсутствует, риск вредных эффектов крайне мал, т. е. риск планируемой деятельности рассматривается как условно приемлемый.
В целом, при создании и эксплуатации ППК морского транспорта «Авентин» при условии соблюдения нормативных природоохранных требований не возникнет негативных изменений в окружающей природной среде и отрицательных социально-экономических последствий, т. е. экологический риск можно считать приемлемым.
4. Мероприятия, обеспечивающие нормативное состояние окружающей среды, включая систему
наблюдения и контроля (мониторинга)

Планировочные решения по размещению ППК морского транспорта «Авентин» следует признать удачными.
Комплекс мероприятий, обеспечивающий снижение вредного воздействия на окружающую среду в период проведения строительно-монтажных работ, и эксплуатация комплекса включает следующее:
а) объем выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ сводится к минимуму за счет: применения на стройплощадке современной строительной техники; использования автотранспортной техники со штатными каталитическими нейтрализаторами и сажевыми фильтрами, что снижает содержание в выхлопных газах загрязняющих веществ на 80%; организации регулярного контроля выхлопных газов в ходе регулярныхтех осмотров;
б) защиту воздушной среды и борьбу с шумом путем использования только исправной техники, отвечающей паспортным данным по шумовой характеристике и характеристике выхлопных газов;
в) охрану поверхностных и подземных вод путем регулярной уборки территории стройплощадки, предотвращающей попадание строительного и бытового мусора, а также протечек ГСМ в акваторию (все подъездные дороги и стоянки автотранспорта и строительной техники имеют твердое покрытие);
г) в процессе разработки и складирования грунтов сохранение нормативного состояния водной среды достигается за счет выбора наиболее эффективного метода работы современных грунтоотвозных средств;
д) сбор, временное хранение и вывоз строительного мусора и других производственных отходов;
ж) охрану условий жизнедеятельности персонала путем создания комфортных условий труда, обустройства временного бытового городка строителей.
Все природоохранные мероприятия, предусматриваемые на период выполнения строительных работ, должны соответствовать требованиям ДБНА.3.1-5-96. Государственные строительные нормы Украины. Организация строительного производства, Киев, 1997.
В период эксплуатации уменьшение выбросов в атмосферу достигается:
- за счет применения закрытой технологии перегрузки и хранения зерновых грузов (зерно и шрот) с использованием машин и механизмов непрерывного транспорта. Для перегрузки пищевых масел используется закрытая трубопроводная схема, хранение осуществляется в закрытых емкостях, оснащенных дыхательными клапанами;
- уборкой производственной территории перегрузочных комплексов, с целью предотвращения сдувания пыли в атмосферу и акваторию;
- на пересыпных станциях, в укрытиях мест загрузки, поддерживается пониженное давление, предотвращающее попадание запыленного воздуха в помещение;
- запыленный воздух перед выбросом в атмосферу очищается в фильтрах до концентрации пыли не более 20 мг/м3;
- исключение выбросов загрязняющих веществ от судовых силовых установок путем подачи электроэнергии на суда от береговой энергосети.
Мероприятия, направленные на снижение вредного воздействия на водную среду, включают:
- использование воды питьевого качества только на хозяйственно-питьевые нужды;
- использование очищенного дождевого стока на технические нужды и полив территории;
- сбор всех дождевых вод с производственной территории резервуарного парка комплекса пищевых масел;
- отвод загрязненного дождевого стока на очистные сооружения;
- устройство двух ниток напорных коллекторов от всех КНС. Каждая нитка рассчитывается на пропуск 100%-го расхода стоков;
- устройство КНС первой категории надежности с установкой соответствующего количества резервных насосных агрегатов с автоматическим их включением при выходе из строя любого рабочего насоса;
- устройство соответствующей гидроизоляции всех емкостных сооружений.
Ответственность за выполнение природоохранных мероприятий возложена на организацию, производящую работы, а оперативный контроль осуществляется соответствующими органами государственного контроля.
5. Перечень остаточных воздействий
Продолжительность строительства ППК морского транспорта «Авентин» составляет 24 месяца.
За весь период строительства общая сумма платежа за загрязнение воздушного бассейна выбросами загрязняющих веществ составит 776123 грн.
За время проведения строительных работ расчетный расход воды составит 30633,48 м3, в том числе воды питьевого качества - 20575,18 м3, технической воды - 10058,30 м3.
Компенсационный платеж от ущерба при проведении дноуглубительных работ составит 2955111 грн., в т. ч. водной среде - 1771115 грн., биоресурсам - 1183996 грн.
Расчетное количество отходов, образующихся в период строительства, составит 4692,63 т, в том числе общестроительных отходов - 4575,85 т.
Сумма сбора за размещение отходов составит 11900,24 грн.
Дноуглубительные работы и дампинг хотя и вызывают негативные последствия воздействия на окружающую природную среду, не ведут к катастрофическим изменениям экосистемы на участках проведения работ.
Величина компенсационных платежей водной среде и биоресурсам при дноуглублении в объеме 2,15 млн.м3 составит 2,96 млн. грн.
К остаточным воздействиям в период эксплуатации следует отнести выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Однако следует отметить, что по всем веществам за пределами производственной территории превышений уровня ПДК не отмечено. Объем валовых выбросов загрязняющих веществ при эксплуатации составит 37,664 т/год; сумма платежа за загрязнение атмосферного воздуха - 13583,49 грн./год.
В основных технологических процессах перегрузки вода питьевого качества не используется, сточные воды не образуются. Расход воды в системе хозяйственно-питьевого водоснабжения составит 63000 м3/год, во
Расчетное количество отходов, ожидаемых при эксплуатации, составит 604,39 т/г. Принятая система накопления и удаления отходов позволит свести к минимуму воздействие на окружающую природную среду. Сумма платежа за размещение отходов составит 4313.3 грн./г.
6. Обязательства по осуществлению проектных чтений в соответствии
с нормами и правилами охраны
окружающей среды и требованиями экологической безопасности
Заказчик в лице ООО «Авентин» обязуется выполнять мероприятия по контролю состояния окружающей среды, предписанные органами Минэкобезопасности Украины.
Кроме того, при наступлении особо неблагоприятных метеоусловий Заказчик обязуется снижать интенсивность строительных работ, вплоть до их прекращения на весь период НМУ.
Во всех случаях нарушения нормативного состояния окружающей природной среды Заказчик обязуется принять все доступные ему меры по ликвидации создавшейся внештатной ситуации с одновременным оповещением местных органов охраны окружающей среды о характере и масштабах нарушения нормативного состояния.
7. Участие общественности
С материалами проекта, включая раздел ОВОС, можно будет ознакомиться по окончании проектирования по адресу г. Николаев, ул. Заводская, 15/1.