Профессор Никоненко пытался объяснить николаевцам выгоды трансплантологии

Комментарии:
Внесение изменений в Закон Украины «O трансплантации органов и других анатомических материалов человека» ни в коей мере не приведет к развитию так называемой «черной трансплантологии».
Эту мысль пытался донести николаевцам ректор Запорожской медицинской академии последипломного образования, профессор, главный трансплантолог министерства охраны здоровья Украины Александр Никоненко в ходе общественных слушаний, состоявшихся в Николаевской областной больнице.
По мнению Александра Семеновича, для изменения ситуации с трансплантологией в стране необходимо реорганизовать координационный центр трансплантации МОЗ Украины в Государственную службу Украины по вопросам трансплантации. Эта служба, пояснил профессор, должна осуществлять государственный контроль за деятельностью всех учреждений, занимающихся трансплантацией органов.
- Мы должны понимать, что в мире ежегодно выполняются десятки тысяч трансплантаций органов. Человек после такой операции полностью возвращатся к активной жизни. Максимальная продолжительность жизни после такого хирургического вмешательства на почках, печени или сердце составляет более 25 лет. На сегодня в мире живут более миллиона человек с пересаженными органами. Трансплантология уже начинает влиять на демографическую ситуацию, - заявил Александр Никоненко.
В Украине же Закон «O трансплантации органов и других анатомических материалов человека» на сегодняшний день не работает в полную силу из-за обязательного письменного согласия родственников умершего. По мнению главного трансплантолога страны, для этого как раз и нужно внести изменения в данный Закон - о так называемой «презумпции согласия». То есть каждый человек после смерти сможет стать потенциальным донором, если при жизни не написал заявление об отказе.
- Несомненно будет учитываться и мнение родственников, если они напишут письменное заявление о том, что умерший был противником трансплантации органов при жизни. Пocлe нaчaла oбcyждeний о внeceнии измeнeний в зaкoн, пoявилиcь выcкaзывaния разных cпeциaлиcтoв о том, чтo он бyдeт paзвивaть «чepнyю тpaнcплaнтологию». Вce это нaдyмaнo: зa гoды cвoeй paбoты я нe вcпoмню ни oдного cлyчaя, кoтopый мoг бы cчитaтьcя кpиминaльным. Этим зaкoнoм мы фaктичecки вoccтaнoвим тpyпнyю тpaнcплaнтaцию. И мы внocим измeнeния в этoт зaкoн для тoгo, чтoбы личнocть aктивнo caмa yчacтвoвaлa в вoзмoжнocти пocмepтнoгo зaбopa opгaнoв, - полагает профессор.
По мнению Александра Никоненко, врачи до последнего будут бороться за жизнь пациента, пока не будет констатирована смерть головного мозга. Только после этого в реанимационном отделении может появиться трансплантолог. В случае же, если не удастся найти родственников усопшего и при нем не окажется документов, органы изыматься не будут.
После доклада профессора выступили общественники и люди, которые лично пережили пересадку органов. По окончании слушаний их участникам так и не удалось прийти к однозначным выводам. Некоторые из людей, выходивших из зала, обсуждали материальную часть вопроса, а другие и вовсе называли все происходившее в областной больнице откровенной «заказухой».

Андрей ДВОРЕЦКИЙ,
 журналист