Николаевский художник Андрей Антонюк в Вавилонской башне собрал нынешних политиков

Комментарии:
Отчего пустил слезу Аркасовский лев.
В минувшую среду в Николаевском муниципальном выставочном зале открылась ставшая традиционной осенняя выставка народного художника Украины, лауреата Национальной премии имени Т. Шевченко Андрея Антонюка и его не менее талантливого сына Данилы.     
На суд николаевцев была представлена экспозиция под названием «Сльоза аркасового лева». Центральное место в ней занимали выполненные в виде школьной стенгазеты работы «Українська стіна плачу» и «Вавілонська вежа». Как заметил сам художник, эти произведения не простые и неподготовленным глазом тут сложно прочесть целую систему подтекстов.



Фото А. Белоножко

Так, центральное место на «Украинской стене плача» занимают уникальные документы - поздравления, благодарности и грамоты, отправленные художнику от трех украинских президентов. Все они выражали Антонюку «благодарность за большой вклад в духовное развитие украинского государства», «за непоколебимую веру в победу добра». Единственным исключением в этом списке ценителей современного украинского искусства стал нынешний, четвертый, президент, во времена которого нашим художникам, как объяснил сам Андрей Антонюк, «нелегко живется». К примеру, на открытии его персональных выставок, которые проходили во многих столицах мира, дань уважения мастеру оказали не только руководители соответствующих министерств и ведомств, но и лидеры держав.
«Зато на моих выставках, которые я провожу за свой собственный счет в Украине, я никогда не видел ни одного чиновника ни из министерства культуры, ни из министерства образования». В своем визуальном обращении к первым лицам государства художник просит лишь об одном:
«Якщо буде на те Ваша воля, то до тих прекрасних поздоровлень Ваших «папєрєдніків» насипте, будь ласка, трошечки фарб в мою торбинку, щоб було мені чим прославляти Ваші великі здобутки в розбудові нашої держави».
В основе второго произведения «Вавілонська вежа» художник воплотил библейское иносказание о человеческой гордыне. В трактовке Антонюка Господне наказание - смешение языков - настигло людей не в одночасье. Непонимание с самого начала было присуще строителям, но все же не мешало работе, пока его степень не достигла критического предела. Вавилонская башня, по замыслу автора, никогда не будет завершена. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово из религиозно-философских трактатов: богооставленность. Ощущение бессмысленности всего начинания, обреченности человеческих усилий не покидает зрителя. От башни веет заброшенностью, от картины и ее политических персонажей государственного и местного масштаба - безнадежностью.
Не менее интересные работы представил и сын мэтра Данила Антонюк. В двадцати шести полотнах он выразил любовь к природе и обеспокоенность о судьбе «братьев наших меньших». По своему колориту картины «Эдем», «Совы», «Ворон» значительно отличаются от более ранних работ художника «Черный судья» и «Колесо жизни».