Возродим судостроение - гордость и славу Николаева!

Комментарии:
Николаев создавался князем Потемкиным и бригадиром Михаилом Фалеевым для строительства военного флота, предназначенного «прорубить окно» для Российской империи в Средиземноморье. И все 200 лет своего существования Николаев и николаевцы исправно строили корабли, гордясь своим нелегким и технически сложным ремеслом.
Судостроение, судоходство, судоремонт, портовое хозяйство - комплекс взаимосвязанных видов экономической деятельности, на которых стоит и развивается мировая морская индустрия.

Что такое судостроение для Николаева?
Судостроение - отрасль, в которой до 70% ручного труда, такая это штучная работа. Ручной труд продуцирует развитие творческих способностей личности. Этим, видимо, и объясняется наличие в Николаеве огромного пласта народных умельцев, выдающихся художников, талантливых артистов, музыкантов, поэтов.
Общеизвестно, что судостроение является мощным локомотивом для смежных отраслей промышленности. Одно рабочее место в судостроении обеспечивает десять рабочих мест в металлургии, машиностроении, приборостроении, электронике, энергетике, в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях. В лучшие времена судостроение давало половину рабочих мест на предприятиях и в организациях Николаева, прямо или косвенно связанных с отраслью.
В связи с общим упадком отрасли прекратили свою работу или сократили до минимума количество работников ЧСЗ, завод имени
61 коммунара, «Океан», ЦКБ «Черноморсудопроект», Трансформаторный и Конденсаторный заводы, «Кристалл», Завод технологической оснастки, ПКБ «Прогресс», научно-исследовательские институты «Центр», «Тайфун»...
Строительство новых причалов, терминалов, развитие портового хозяйства, в свою очередь, стимулируют развитие сервисных услуг для судоходных компаний, в том числе судоремонт, который и сегодня дает работу многим николаевцам, а может давать много больше. Да и для моряков и докеров эта отрасль - тысячи высокооплачиваемых рабочих мест, способных не только поглотить избыток рабочей силы, высвобождающейся, например, в сельском хозяйстве, где труд становится все более механизированным и малолюдным, но и привлечь инвесторов, которые всегда приходят туда, где имеются возможности для развития бизнеса.
История города новейшего времени дает примеры другого рода. С каждым новым витком государственного строительства принимались не самые правильные решения, скорее - самые неправильные, в результате чего спустя двадцать лет мы оказались дальше от декларированных целей, чем в начале пути.

Что нужно сделать?
Возродить национальное судостроение можно только на базе широкого государственно-частного партнерства, интеграции верфей и смежных производств.
Важнейшим условием возрождения отечественного судостроения должна стать разработка и принятие государственной программы строительства флотов: торгового, рыболовного, пассажирского, военного, технического.
В абсолютном большинстве стран судостроение в той или иной форме поддерживается государством. Украинские судостроители тоже вправе опираться на такую поддержку. Для этого следует возобновить специальные регуляторные правила, действовавшие в Украине с 2000 по 2005 год. Такая практика показала свою высокую эффективность.
Прежде всего, необходимо:
- отменить налоги и пошлины на импорт судового оборудования и экспорт судов;
- обеспечить гарантирование кредитов коммерческих банков;
- вернуться к государственной поддержке инвестиционных проектов в виде частичного субсидирования процентов по кредитам;
- модернизировать и реконструировать верфи;
- повысить заинтересованность судовладельцев в украинском флаге и заказе судов на украинских верфях путем прямого субсидирования строительства в размере до 10% контрактной цены судна;
- освободить судостроительные предприятия от уплаты налога на землю;
- создать условия для ускоренного восстановления трудовых коллективов.
Черное море - это второй чернозем Украины. Поэтому сегодня, как никогда, важно разработать и утвердить государственную регуляторную программу «Возрождение морской индустрии Украины».
Сейчас, пока еще есть время, наш долг перед прошлым и будущим поколением николаевцев - возродить николаевское судостроение!

Сергей ИСАКОВ,
 кандидат в народные
 депутаты Украины