Коммунизм не для всех: теневая экономика СССР

Комментарии:
Сегодня отставные парторги, утратившие кормушку, нам внушают, мол, как хорошо было в Союзе!
Мне абсолютно понятны мотивы коммунистов и тех, кто их поддерживает «вернуть СССР», потому что это была страна для избранных, в которой теневая экономика, нарушавшая все законы логики и справедливости, обеспечивала советской элите доступ к легкой наживе, большим привилегиям и беззаботной жизни. Оказывается, коммунизм наступил еще в начале 60-х годов, но не для всех, а лишь для избранных.

«Черный» рынок в СССР сформировался к середине 70-х годов. Структура теневой экономики была сложной, неоднородной. Официальный обменный курс иностранных валют в СССР абсолютно не выполнял роли денежного эквивалента. Продажа валюты с рук, через фарцовщиков и спекулянтов, шла по особому курсу: для посвященных - 2 рубля за доллар, для обычных людей - от 4 рублей. Валютой хотели владеть все, поскольку она давала возможность почувствовать себя человеком в джинсах, лениво потягивающим коктейль, для которого жизнь приобретала капиталистический оттенок.
Еще в СССР были свои денежные условные единицы. Сначала они назывались сертификаты, затем стали именоваться чеками. Едва советский человек, неплохо заработавший за границей, ступал на родную землю, как вся его валюта в обязательном порядке обменивалась на чеки. Реализовать их можно было только в специальных магазинах с трогательным названием «Березка».
«Березка» - привилегия столиц союзных республик, крупных областных центров. Под кроной денежного дерева росло все: джинсы, итальянские сапоги, венгерские батники, солнцезащитные очки, меха, магнитофоны «Sony» и «Grundig», черная и красная икра, семга и омары, и все по нереально низкой цене.
Простому советскому гражданину иметь чеки «Внешпосылторга» или «Внешторгбанка» не полагалось. Завсегдатаями «Березок» были иностранцы, дипломаты, номенклатура, работники посольств - такой себе закрытый клуб. Усталый же советский человек шел в комиссионку, где мог купить вполне приличную вещь, но только если там была «своя рука». Был еще один вариант для советского гражданина - пошить одежду в ателье, но и для этого нужно было прилично зарабатывать: хорошие портнихи стоили недешево, да и ткани тоже были предметом дефицита - их покупали впрок и годами хранили на приданое внучке.
Цены на валюту и товары в СССР, привезенные из-за рубежа, складывались стихийно. Постепенно они создали существенную нишу советской экономики, которая впоследствии возросла до размеров отдельной страны со своими законами. Экономика словно раздваивалась, ее тень мстила за нарушение законов логики и становилась все более мощной, поглощая ослабевшего хозяина.

Экскурсия в дефицитный рай
Хорошо жили советские люди, принадлежащие к номенклатуре, они кормились, одевались в спецраспределителях и спецмагазинах. К сожалению, посещать подобные магазины могли лишь избранные.
Например, известная 200-я секция ГУМа, которая была организована при Хрущеве и просуществовала до конца перестройки. Это была тайная кормушка для посвященных! Она была спрятана от жаждущих советских глаз за сатиновой тряпкой возле прилавка с вывеской «Стол упаковок». Ныряешь под нее, а там уже вахтеры, проверяют у тебя удостоверение или пропуск.
Вход для членов семей ЦЭКа, правительства, работников торговых представительств братских стран. Оказываешься словно в пещере Али-Бабы, в сказочном пространстве изобилия, где есть все, что может вообразить не слишком развитое советское потребительское воображение. Видеомагнитофоны и другая аппаратура была по доступным ценам. Шапки ондатровые лучшего качества - 40 рублей. На черном рынке они, если достанешь, стоили 250 рублей, спрос огромный, только давай. Дубленки 150-200 рублей. «Простому народу» можно перепродать за 600-800 рублей. Джинсы хороших фирм - 70 рублей (это цены середины 80-х), цена не низкая, но товар же культовый. В то время джинсы «доставали» и за 300.
А тем временем простые советские граждане отоваривали талоны, которые отнюдь не замещали деньги, а являлись лишь правом на приобретение того или иного товара в строго лимитированном количестве. Кроме талонов на продукты и промтовары первой необходимости, существовали поощрительные талоны на дефицитную продукцию: телевизоры, мебель, импортную обувь. Они выдавались в профсоюзных организациях по месту работы, учебы, в жилищно-эксплуатационных конторах, но и тут нужно было иметь своего человека.

Мяса нет, колбасы нет, молока нет. Кругом посмотришь - и чего у нас только нет!
Вот так и жила наша великая держава, где одни всю жизнь, горбатясь, перебивались тем, что государство, не посчитав предметом роскоши, выбросило на прилавки, а другие, пользуясь всеми привилегиями «коммунизма», наслаждались материальными благами «загнивающего капитализма».
Сегодня отставные парторги и партноменклатурщики, утратившие ту кормушку, нам внушают, «как хорошо было в СССР!». Им же поддакивают незнающие и непомнящие, что и как было на самом деле. А между тем, СССР - это великий механизм иллюзий, который породил лицемерную и несправедливую управленческую машину, которая горбом простых советских граждан создала империю роскоши для избранных.

Светлана ЛОМАКИНА,
журналистка