Что делать с николаевскими дорогами?

Комментарии:
На встречах, которые я регулярно провожу с избирателями, поднимается много проблем: тарифы на коммунальные услуги, низкое качество этих самых услуг, состояние жилого фонда, текущие крыши, благоустройство дворов... Но чаще всего говорят о дорогах - точнее, об их состоянии. «Дорожную» проблему люди поднимают в самом широком плане: начиная от центральных городских магистралей и заканчивая внутридворовыми проездами.
В 21-й век - по грунтовке?
Хорошо помню встречу с жителями микрорайона Водопой
23 мая. Собралось более ста человек, и говорили о наболевшем. Но больше всего просили об одном: «Сделайте нам дорогу!» Улица Энгельса, к которой примыкают их дома, была в жутком состоянии - ее не ремонтировали уже более двадцати лет! Ямы размером с «полжигулей», колдобины. По этой, с позволения сказать, дороге, людям приходилось ходить на работу, в магазин, в поликлинику. По ней малышей вели в детсад, а дети постарше шли в школу. В непогоду отдельные участки улицы превращались прямо-таки в непреодолимую полосу препятствий: непролазная грязь, лужи полуметровой глубины...
Не буду рассказывать, каких усилий это стоило, но сегодня улица Энгельса другая. На большинстве участков уложен новый асфальт, там, где состояние дорожного покрытия это позволяло, произведен ямочный ремонт. Теперь здесь нет грязи и даже в самый сильный дождь можно спокойно пройти и проехать. Осталось обозначить переходы, ограничить движение грузового транспорта, установить «лежачие полицейские» - а то некоторые водители, обрадовавшись представившейся возможности, начнут по отремонтированной улице гонять «с ветерком».
Дело сделано, люди благодарны - но я понимаю, что это капля в море. Потому что проблема дорог в Николаеве является чрезвычайно острой. В Николаеве сегодня около 850 киломеров дорог. Из них только 30 процентов имеют асфальтовое покрытие. 40 процентов - это, преимущественно, укатанный щебень, и 30 процентов - дороги без покрытия, иными словами, обычные грунтовки. Многим из них по сотне и более лет! В непогоду туда с трудом добираются «скорая» или пожарные.
Это печально, но это - факт. Я люблю свой город и хочу, чтобы в нем все было самое лучшее: лучшие дома, лучшие парки, лучшие дороги. Но я хорошо понимаю, что закрывать глаза на проблемы и называть черное белым - означает оказывать городу медвежью услугу. Для того чтобы изменить ситуацию, надо, для начала, зафиксировать ее такой, какой она есть на самом деле. После этого - дать ответ на вопрос: что надо сделать, чтобы наши николаевские дороги стали лучше? И действовать без промедления.

Деньги - в дорожные ямы
Я потратил много времени на изучение «дорожной проблемы» и обнаружил несколько причин, которые ее порождают. На первом месте - комплекс технологических причин.
Наши дороги строятся по технологиям, устаревшим, как минимум, на тридцать лет. Другие страны давно уже ушли вперед в этом вопросе. Там все другое: другая техника, другие нормативы, другие смеси и наполнители. Вновь построенная дорога там гарантированно служит двадцать лет и более без всякого ремонта.
Но даже те устаревшие технологии, по которым у нас сегодня работают, повсеместно не соблюдаются.
Даже давно устаревший «ямочный» ремонт имеет определенную технологическую цепочку: у ямы нужно обрубить края, сделать их прямоугольными, вычистить, продуть воздухом, покрыть горячим битумом, уложить асфальт, загладить и утрамбовать виброплитой. Так вот, на практике эту технологическую цепочку в полном объеме у нас никто никогда не соблюдает. Частенько просто забросают пыльную яму полузастывшим асфальтом да утрамбуют слегка. Соответственно, такого ремонта хватает на пару месяцев. На будущий год можно смело вновь приходить в это же место - опять ремонтировать все ту же яму.

Что делать?
Ответ на этот вопрос очевиден: сложившуюся систему строительства и ремонта дорог надо менять! И я намерен инициировать эти изменения как на общегосударственном уровне, так и в Николаеве.
Во-первых, необходимо запретить строительство дорог по устаревшим технологиям. Только новое, только самое передовое, прогрессивное. То же самое касается и техники, используемой в дорожном строительстве.
Во-вторых, на государственном уровне необходимо создать независимый орган по контролю за качеством дорожного строительства. Любая новая или отремонтированная дорога должна приниматься по самым жестким нормативам.
В-третьих, должны жестко соблюдаться гарантийные сроки эксплуатации новых и капитально отремонтированных дорог. В случае выхода дороги из строя до истечения гарантийного срока исполнитель должен восстановить ее за собственный счет! Эта норма должна соблюдаться жестко, беспрекословно и повсеместно.
Дороги важно не только строить по современным технологиям, но и правильно эксплуатировать, сохранять. Никто так не разбивает николаевские улицы, как большегрузный транзитный транспорт, идущий через город. Тысячи многотонных зерновозов, седельные тягачи с полуприцепами - вся эта автомобильная армада буквально уничтожает городские магистрали, загрязняя попутно атмосферный воздух. Здесь также все очевидно - большегрузному транзитному транспорту не место на городских улицах, его необходимо вывести за пределы города.
В этих мерах нет ничего экстраординарного. Примерно таким же образом восстанавливали дорожную отрасль в соседней с нами Беларуси. В результате дороги там сейчас практически такие же, как в Европе: ровные, широкие, чистые, с хорошо развитой инфраструктурой. Едешь - стакан воды не расплескаешь. И в белорусских городах не увидишь ям, рытвин и колдобин - асфальт там ровный и чистый, будто вымытый.
В последние годы в нашей стране много делается для того, чтобы нам не было стыдно за наши дороги. При подготовке к Евро-2012 построено тысячи километров новых современных дорог. Тем, кому приходилось по ним ездить, убедились, что и у нас умеют делать хорошие дороги. Важно только, чтобы этот опыт был распространен на всю страну, чтобы наши дороги были ничем не хуже европейских.
А в Николаеве я намерен инициировать разработку программы строительства дорог с асфальтированным покрытием. Грунтовки в ближайшие годы должны исчезнуть с карты города!

Что сделано
Я сторонник того, что если принимается какая-либо программа - она тут же должна воплощаться в жизнь. Более того, жизнь показывает, что иногда целесообразно сначала что-то сделать, реально создать, построить, а потом уже, исходя из результатов сделанного (затрат, времени и т. д.), разрабатывать соответствующую программу.
Так было, например, с установкой детских площадок в городе. Мы поставили одну площадку, вторую... Люди стали обращаться с просьбами сделать то же самое в их дворе - и мы увидели, что это требует большой, системной работы в масштабах всего города. Тогда и была разработана программа «Партия регионов - детям любимого города», которая успешно реализуется - на сегодняшний день в городе установлено уже более 200 (двухсот!) детских площадок.
Такой же подход у меня и к дорожной проблеме. Проблема эта многоплановая. С одной стороны - да, городу нужны дороги. Но на встречах с людьми еще более остро звучит проблема внутриквартальных и внутридворовых проездов - они за двадцать лет пришли в полную негодность практически по всему городу. Путь человека от дороги к дому - это проблема не менее важная, чем сама дорога.
Я подготовил и в ближайшее время намерен вынести на рассмотрение специалистов, а затем и депутатов, программу восстановления подъездных дорог к домам во всех николаевских дворах. Опять же - исхожу из уже проделанной работы.
Речь идет не только об отремонтированной улице Энгельса. Работа по ремонту подъездных дорог, внутриквартальных и внутридворовых проездов уже ведется.
При поддержке главы облгосадминистрации Николая Петровича Круглова удалось добиться, чтобы впервые за многие годы на эти цели были выделены средства из государственного и областного бюджетов. На ремонт (капитальный) внутриквартальных проездов выделено 3 млн. 630 тысяч гривен.
Кроме того, на текущий ремонт улиц выделено 2 миллиона 200 тысяч гривен, внутриквартальных проездов - 1 миллион 800 тысяч гривен.
На данный момент внутриквартальные проезды уже отремонтированы в Ленинском районе: на улице Молодогвардейской - от дома №30 до дома №34а; на улице Строителей - от дома №14 до дома №18в. Вскоре начнется работа на улице Космонавтов - от дома №86 до дома №92.
Разумеется, таких средств недостаточно, чтобы быстро решить дорожные проблемы. Для этого необходимо более значительное привлечение ресурсов государства. Но в том и будет заключаться моя задача как депутата Верховной Рады. Приложенные усилия окажутся не напрасными, если дорожная проблема, которая так портит жизнь сотням тысяч николаевцев, наконец-то найдет свое системное решение.
Главное - не сидеть сложа руки. Поверьте, для меня нет удовольствия больше, чем видеть результаты своих усилий в родном городе.
Сил много. И я верю - в недалеком будущем результаты будут намного масштабнее.

С уважением,
Артем ИЛЬЮК