В Одессе уверяли, что город Николаев опять может стать родиной кораблей

Комментарии:
В минувшую среду в Одессе состоялась конференция «Одесса - морская столица, Николаев - родина кораблей». На ней была презентована государственная программа возрождения морского флота Украины, реализация которой позволит решить ряд острейших проблем морской отрасли и обеспечить рост всей экономики страны.
Среди инициаторов этого проекта были и николаевцы -  бывший генеральный директор судостроительного завода «Океан», Герой Украины Николай Романчук, депутат Николаевского городского совета от фракции «Фронту змін» Олег Мудрак и завкафедрой НУК имени адмирала Макарова Констатин Кошкин. В числе участников конференции был глава избирательного штаба объединенной оппозиции «Батьківщина» в Николаевской области Вадим Мериков.
Руководитель проекта - доцент кафедры европейской интеграции Одесского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины Александр Остапенко подчеркнул, что основной целью данного проекта является сохранение за Украиной международного статуса морской державы. В числе задач экономического характера - довести численность транспортных, пассажирских и рыболовецких судов до 150-200 единиц; создать до 70 тысяч дополнительных рабочих мест в морехозяйственном комплексе и смежных отраслях экономики Украины; сохранить важный транзитный статус Украины и получить возможность самостоятельно перевозить до нескольких десятков миллионов тонн груза в год, при этом зарабатывая до полумиллиарда долларов ежегодно.
Первый этап реализации программы - институционно-правовой, когда будут подготовлены и приняты нормативно-правовые документы. Он рассчитан на 2012-2015 годы. Второй этап - основной: привлечение инвестиций, закупка судов на вторичном рынке и общее развитие портовой инфраструктуры. Это 2014-2018 годы. Для достижения целей второго этапа, по задумке авторов проекта, необходимы системная модернизация судостроительных заводов и гарантированный государственный заказ на постройку судов. И третий этап: стратегические перспективы дальнейшего развития морского флота Украины до 2022 года.
Остапенко уверен, что данная программа выполнима. По его словам, проект разрабатывали не политики, а ученые, опытные судостроители, портовики. Руководитель проекта отметил, что основным источником финансирования программы станет государственный бюджет. Он подчеркнул, что сумма на реализацию проекта не астрономическая. «На проведение чемпионата Европы по футболу Украина потратила втрое больше. Кризиса в стране нет, деньги на нашу программу найдутся - надо просто меньше грабить страну!» - заявил он.
С докладом выступил кандидат в народные депутаты Украины от объединенной оппозиции «Батьківщина» Николай Романчук. Он отметил, что на заре независимости на судостроительных предприятиях страны работали 220 тысяч корабелов, теперь - всего 30 тысяч. Среди выпускников НУК имени адмирала Макарова лишь каждый десятый идет работать на отечественные верфи, которые загружены заказами только на 20 процентов. В то же время портфели заказов судостроительных заводов всего мира полны. Поэтому Украина должна не упустить свой шанс. А для этого, уверен Романчук, государство должно предоставить украинским корабелам определенные преференции. Одна из важных мер - освободить судостроителей от уплаты налога на добавленную стоимость, и тогда отрасль оживет. Кроме того, по его мнению, государство должно создать в судостроительной отрасли блгоприятный инвестиционный, экономический и юридический климат.
Олег Мудрак вспомнил те времена, когда утром в Николаеве по улицам, ведущим на судостроительные заводы, текли людские реки. Люди шли на работу. Теперь по утрам эти улицы пусты. Мудрак уверен, что вследствие рализации  программы «Одесса - морская столица, Николаев - родина кораблей» в нашем городе на верфях вновь появятся рабочие места. «Эта программа - последний крик утопающего, который поднимет с колен разоренные предприятия», - сказал он.
Олег Иванович емко охарактеризовал ситуацию на судостроительном заводе имени 61 коммунара: «Государственное предприятие. Около тысячи работников. Зарплату не получают с 2009 года. Портфеля заказов нет. Перспектив нет: устаревшее оборудование и технологии.  Чтобы реанимировать это предприятие, недостаточно просто закона о поддержке судостроения или закона о свободных экономических зонах. Для этого завода необходима отдельная комплексная программа».
«Что значит стабильно работающий судостроительный завод в Николаеве? Это значит, что востребованы выпускники судостроительных профессионально-технических училищ, техникумов, вузов. Стабильно работающий судостроительный завод - это когда люди получают стабильную зарплату, и у них нет необходимости бросать свои семьи и уезжать за рубеж. Стабильная зарплата означает, что люди ходят на рынок, в магазин - то есть развивается малый и средний бизнес. Люди имеют возможность брать кредиты, а значит, развивается и банковская система. Хочу донести до вас следующее: судостроение - это градообразующая отрасль для Николаева. Без судостроения Николаев как город обречен на существование и прозябание», - подытожил Мудрак.
В свою очередь, Вадим Мериков заявил, что возродить судостроение для него пpинципиaльнo вaжнo, тaк кaк paньше в этoй oтpacли былo зaдeйcтвoвaнo бoлее ста тыcяч чeлoвeк. «Пpaктичecки в кaждoй николаевской ceмьe были люди, кoтopыe paбoтaли в cyдocтpoении», - подчеркнул он. По мнению Мерикова, закон о государственной поддержке судостроения появился лишь для того, чтoбы пoкaзaть знaчимocть некоторых народных депутатов в Hикoлaeвcкoй oблacти вo вpeмя избиpaтeльнoй кампaнии.



«Это популизм, пиар. Мы же готовим четкую программу действий», - уверяет  Мериков. Он также уверен, что развитию судостроительной отрасли в Украине мешает чрезмерный налоговый пресс. Политик привел в качестве примера Южную Корею и Гoллaндию, где нет такого количества налогов, поэтому в эти страны приходят инвесторы и верфи загружены.
Народный депутат от фракции БЮТ Андрей Шевченко уверен, что в украинской судостроительной отрасли происходит соревнование «безалаберности и воровства».  «Развитие портовой инфраструктуры, торгового судоходства, судостроения и судоремонта - это важно не только для Одессы и Николаева. Это должно стать приоритетным моментом для Украины», - сказал он.