Эффект редиски.

Комментарии:

Точка зрения. Вот и в Николаевской области русский язык стал региональным. 74 депутата областного совета проголосовали «за», и только 8 представителей оппозиции «категорически отмежевались от этого решения». Фактически ко дню голосования за региональный язык у оппозиции не осталось другой аргументации против, кроме экономической. Впрочем, даже по этой последней линии обороны превентивный удар нанес губернатор Николай Круглов, заявивший: «Облсовет принимает принципиальное решение, способы и объемы его внедрения не известны еще никому, поэтому любые разговоры о суммах, которые будут потрачены «на язык» - всего лишь политические спекуляции». Так что зачитанное вслед за этим обращение оппозиции, со ссылкой на необходимость изыскивать 14 миллиардов (!) гривен ежегодно для реализации закона о языках, выглядело мягко говоря глуповато.
Что же изменилось из того, что нам предсказывали русофобы? На улицы вскочили толпы воинствующих украинофобов, сорвали с домов таблички с украинскими названиями? Россия ввела свои войска? Фонарные столбы украшены висельниками в вышиванках? Суды засыпаны исками на преподавателей, милиционеров и чиновников, которые не смогли в одночасье перестроиться на региональный язык? Если все как было, так и осталось, то, может, и не стоило заниматься такой ерундой, как введение региональных языков?

Музыка протеста

…Когда рок перестал быть в СССР запрещенной музыкой, он сразу перестал быть и музыкой протеста тоже. Но попробовали бы вы сказать рокерам 70-х, что их музыка должна оставаться подпольной, чтобы им самим лучше было…
Зато когда рокеров уравняли в правах с другими музыкантами, оказалось, что не такие уж они и жутко талантливые. Отсутствие предвзятости властей позволило простым меломанам здраво оценивать рок-культуру, большую часть имиджа которой составлял таинственный флер запрещенности. Не сказать, что король оказался голым, но стало не стыдно не слушать рок. Или слушать не рок.
Политикой здравых русофилов никогда не было уничтожение украинского языка. На Украине за ним традиционно признается право первородства, и для русского требуется лишь равноправие, а не преимущество. Сегодня мы видим именно такую, здравую, реакцию на восстановление русского языка в его законных правах. Теперь не стыдно говорить по-украински, потому что никто не заставляет. Помните, в 2004 году невозможно было появиться на улице с пакетом апельсинов и не услышать «Ты что, за Ющенко?». А теперь?

Трагикомедия

Протест украинствующих все более приобретает черты не то трагедии, не то фарса. Донецкая организация «Всеукраинский комитет обороны прав человека» обратилась в суд с иском о признании незаконным решения Донецкого облсовета о предоставлении русскому языку статуса регионального.
Народный депутат от НУНС Геннадий Москаль предложил внести в перечень региональных языков «гуцульский язык».
Но больше всех отличилась крымская «Просвіта», потребовавшая объявить украинский язык в Крыму… региональным. Украинцев в Крыму проживает 24 процента населения, поэтому «просвітяне» требуют себе 24 процента украиноязычных школ и садиков и, что существенно, 24 процента от республиканского языкового бюджета на развитие украинского языка. Ну, и что, что украинский язык официальный? Нам еще нужно «під огірочки»!
А вот в Тернополе народные избранники упорно желают примерить Украине мученический венец гражданской войны. Председатель Тернопольского облсовета Алексей Кайда издал распоряжение об установлении у здания областного совета красно-черного флага в знак протеста против языкового закона. А в ответ на протест прокуратуры заявил, что выполнять ее требования не собирается.

Дышите глубже, вы взволнованы

Накануне 1 сентября в николаевских СМИ появилось интервью с начальником городского управления образования Анной Деркач, которая утверждает, что «заявок от родителей на перевод детей на русскоязычное обучение не поступало». И украинствующие радостно возопили - провал регионального языка!
Дышите глубже, вы взволнованы, результаты действия закона о языках будут видны через год. Закон был принят накануне учебного года. Даже если бы заявления полились дождем, кто и как успел бы изменить течение учебного процесса? Даже составление расписания в средней школе - это дикая головная боль, не говоря уже про учебный план. Конечно, если бы на стороне русофилов были Грудинины и Ильченки, то ректоры и директора николаевских школ и вузов уже бы рвали волосы на голове, переделывая за неделю все документы, которые готовятся по полгода. Но, слава Богу, они против нас. Так что цыплят считать будем через год…

Победители по-русски и проигравшие по-украински

Если бы русско-украинское противостояние на этом и закончилось, то через год ситуация сама бы устаканилась - каждый стал бы учиться на том языке, какой ему люб, а изучать все равно два языка. Но на этом не закончится. Ведь введение украинского языка - не единственное, что изменилось в украинском образовании.
Сегодняшняя система высшего и среднего образования активно прививает украинцу ощущение своей второсортности. История Украины построена не на победах и триумфах, а на бесконечной горечи поражений.
Так сложилось, что внедрение украинского языка стало символизировать поражение Украины в наше время. Нельзя же всерьез называть минувшие двадцать лет временем рождения, строительства, расцвета независимого государства Украина. Как выразился депутат Николаевского облсовета от ПР, директор Русского драматического театра Николай Кравченко, «все эти годы Украина пыталась выстроить моноэтничное государство».

Дурная компания

Сам по себе украинский язык не вызвал бы острого неприятия со стороны русскоязычных граждан Украины. В самом-то деле, ведь и так все понятно. А комедии на украинском смотреть в два раза смешнее. Но мова пришла к нам не одна, она привела с собой дурную компанию - галицийских хлопцев в немецких мундирах и «демократов», рассуждающих о правах человека, а тем временем запускающих руку в карман нации.
За языковым вопросом стоит очень многое. Это на самом деле важнейший для Украины вопрос, важнее экономики. Иначе он не вызывал бы такого ажиотажа.

Арифметика демократии

Устранить русский язык из Украины, объявить его персоной нон-грата - это только первый, но самый важный шаг. Потому что вслед за этим можно объявить диверсантов абвера национальными героями, а настоящих героев забыть. Вспомните, что за все время правления Ющенко-Тимошенко
9 мая ни разу не праздновалось на государственном уровне.
Что-что, а Великая Отечественная война - это второй по значимости камень преткновения между русской и украинской культурами. Вот что забавно - пока мы говорили по-русски, были победителями, а стоило перейти на украинский - сразу оказались на стороне побежденных. Кому же такое понравится?
По самым смелым подсчетам, на стороне ОУН-УПА (считая сочувствующих) выступало не более полумиллиона человек. Тогда как в рядах РККА с 1941 по 1945 годы служило около 15 миллионов украинцев. Подавляющее большинство украинцев сделало свой выбор тогда, в 1941 году, и сегодня его стоило бы уважать тем, кто любит рассказывать о своей приверженности демократическим традициям.

Белая книга

Ликвидация русского языка преследует главную цель - оправдать физическую ликвидацию русских. Так уже было в 90-х годах на Кавказе и в Средней Азии.
В Чечне образца 1991-1994 годов вслед за ликвидацией русского языка последовало запрещение на ношение оружия для русских, тогда как чеченцы вооружались поголовно. Русский не мог обратиться в полицию в случае нарушения своих прав, русский не имел права на частную собственность - любой чеченец мог прийти и выгнать русского из дома или квартиры, отобрать машину или любое другое приглянувшееся имущество. Местная власть полностью прекратила выплаты пенсий и социальных пособий нечеченцам. «Белая книга Чечни» - собрание воспоминаний русских беженцев - пестрит случаями безнаказанного насилия над несовершеннолетними девочками, угона в рабство, грабежей, убийств, которые происходили прямо на улицах или в собственных домах.
Все это стало возможным оттого, что с момента провозглашения независимости Дудаев объявил курс на «построение государства чеченского народа». И только чеченцы в этом государстве считались людьми...
Политика построения национального государства произвела «эффект редиски» - оказалась красной только снаружи. И главное, что сегодня будет заставлять русскоязычных родителей требовать обучения детей на русском языке, - это пропаганда русофобии в школах и университетах.

Андрей ГОНЧАРОВ,
журналист