Как спасти машину зимой

Пришла долгожданная зимняя погода, а вместе с ней - и проблемы для автомобилистов. Нелегко ездить: то заносит, то не тормозит, то крутит. Хуже всего, если в пути произошла поломка. Ведь даже такая мелочь, как замена пробитого колеса, в холод становится испытанием. А настоящий кошмар - заглохнуть где-нибудь на загородной дороге, где ни души вокруг и даже телефон не ловит сигнал, да еще и ночью. Однако лучше предотвратить беду, чем затем бороться с ее последствиями. «Сегодня» опросила с десяток водителей, среди которых большая часть - дальнобойщики, намотавшие около миллиона километров, и просто опытные водители, которые ездят на большие расстояния.
Они отмечают, что для того чтобы комфортно и без приключений ездить зимой, важно соблюдать несколько правил. Во-первых, следить за техсостоянием авто, во-вторых, всегда иметь запасной план на случай поломки (например, телефон друга или службы эвакуации), в-третьих, управлять машиной с максимальной осторожностью.
Крайне важна взаимопомощь водителей на дорогах: если вы видите, что кто-то нуждается в помощи, обязательно нужно остановиться и ее оказать. Ведь в условиях даже небольшого мороза речь может идти о жизни и смерти, а помощь, возможно, нужна совсем небольшая. Негласный закон: сегодня кому-то поможете вы, завтра помогут и вам.

Три условия езды зимой
Техисправность. Проблемы с пуском двигателя зимним утром могут возникнуть с любым неновым автомобилем. Чтобы не допустить такой ситуации, во-первых, убедитесь в технической исправности аккумулятора: у обслуживаемого желательно проверить электролит, а вот необслуживаемый (на большинстве современных авто) лучше всего просто заменить новым после 5 лет эксплуатации.
Но иногда может отказать и новый аккумулятор - такое происходит в том случае, если он однажды полностью или почти разрядился (например, из-за того, что водитель забыл выключить габариты), а после этого ездил в режиме коротких поездок. Его достаточно просто один раз хорошо зарядить - с помощью зарядного устройства или просто проехав несколько часов по трассе.
Прогретый мотор. Зимой специалисты советуют прогревать мотор: нередко уже после того, как водитель выехал, стекло быстро запотевает и тут же покрывается льдом изнутри. Чтобы отогреть стекло, нужен горячий воздух, а если двигатель холодный, ему просто неоткуда взяться (включение обдува лишь усугубляет ситуацию).
Однако решение пустить горячий воздух на лобовое стекло является ошибкой - из-за резкой разницы температур оно может лопнуть (частая зимняя неисправность), поэтому лучше повышать температуру в салоне очень плавно.
Также важно проследить за состоянием тормозной системы - выход из строя, например, тормозных цилиндров из-за того, что замерзла тормозная жидкость (если ее не менять несколько лет, такое возможно, поскольку она гигроскопична) - прямой путь к ДТП. Но что делать, если с тормозами что-то произошло прямо в пути? Увы, «хитростей» нет - нужно вызывать эвакуатор (или автомобиль с креплением для жесткой сцепки).

Как сохранить над авто контроль
Самая главная задача водителя при езде по скользкому покрытию - не допускать заноса, а если он и произошел - контролировать его и уверенно выравнивать траекторию. Для того чтобы автомобиль не потерял траекторию, планируйте свои действия заранее, смотрите в оба и сбавляйте скорость в случае любого изменения рельефа дороги. Резко крутанул руль, вошел в поворот на слишком высокой скорости или переборщил с ускорением или торможением - потерю траектории может спровоцировать любая из перечисленных ошибок водителя. Но вот как выйти из заноса, если он все-таки произошел?
Задний привод. Стандартная ситуация: при движении в прямолинейном направлении заднюю часть автомобиля начинает заносить влево, и он как бы пытается развернуться поперек дороги. В этом случае не следует выжимать сцепление и тормозить, а достаточно лишь немного уменьшить подачу топлива, снизить скорость, а также мягко и четко регулировать рулем траекторию. Тогда автомобиль под действием несколько уменьшенной тяговой силы на ведущих задних колесах и при расторможенных передних управляемых колесах вернется к первоначальному направлению движения.
При этом необходимо рулевым колесом выровнять траекторию, если предшествующий поворот рулевого колеса окажется чрезмерным. Если рулевое колесо повернуто слишком резко и чрезмерно, то автомобиль может занести в противоположную сторону. В этом случае занос предотвращается аналогичным поворотом руля вправо для выхода на прямолинейное движение.
Передний привод. При заносе переднеприводного авто водитель должен повернуть рулевое колесо так же, как на заднеприводном автомобиле, но ни в коем случае не уменьшая подачу топлива. Более того, необходимо поднажать на газ - в этом случае ведущие колеса будут вытягивать автомобиль в направлении движения.
Но увеличение скорости в повороте и при входе в него может вызвать пробуксовку передних колес. Как только они потеряют сцепление с дорогой, то автомобиль станет неуправляемым - наступает снос. Увы, увеличение угла поворота рулевого колеса в этой ситуации ничего не даст. Для восстановления сцепления колес с дорогой и возвращения курса автомобиля нужно плавно уменьшить подачу топлива (убрать ногу с педали газа) до восстановления сцепления ведущих колес с дорогой и после этого чуть поднажать на педаль газа.

Осторожно с дизелем
В случае с дизельным двигателем могут возникнуть проблемы зимой, если заправиться не соответствующим сезону топливом. По физическим свойствам дизтопливо разделяется на летнее и зимнее. Первое при производстве дешевле на 30%, однако и застывает оно уже при -5 °С (этот процесс называется парафинизацией). Зимнее же дизтопливо не застывает до
-35 °С. По идее, с наступлением первых холодов на АЗС должны завозить только сезонное топливо, однако, во-первых, делают это не всегда, во-вторых, заправщики стараются перед завозом распродать остатки летнего. Для автомобилиста результат заправки не соответствующим сезону топливом может быть плачевным: топливная система забивается «хлопьями».
Чтобы избежать конфликта с клиентами, на многих заправках химичат - добавляют депрессорные присадки. Однако на некоторых АЗС вместо них льют керосин или, еще хуже, бензин - заправка такой бодягой современного автомобиля может привести к преждевременному капремонту (старые машины этого не боятся). Увы, распознать подделку можно лишь в лаборатории.
Поэтому «дизелистам» советуем заправляться исключительно на фирменных АЗС. Допускайте вариант, что такая АЗС по пути может и не встретиться, и придется заправиться на первой попавшейся бензоколонке - так что лучше всегда возить с собой баллончик с депрессорной присадкой (стоит от 30 грн. из расчета на полный бак).

 Константин КИНБУРН,
автоэксперт