В августе три Спаса со «вкусными» именами: Медовый, Яблочный, Хлебный (Ореховый)

Комментарии:
Дары приносящие.
 В эти дни проходят красочные ярмарки и фестивали, люди активно посещают церкви, освящают дары природы, готовят дома всякие вкусности. И может показаться странным, что священники не слишком любят говорить о народных традициях, связанных с этими церковными праздниками. Народные - значит, языческие. Хотя ни для кого не секрет, что во многих странах христианские традиции и праздники наложились на более древние обычаи, а первые христианские храмы строили на местах языческих капищ. Но современным (постсоветским) верующим все труднее объяснить, где проходит граница между православием и язычеством, между истинным и искаженным пониманием сути праздников. Ведь для церкви смысл событий, связанных с именем Спасителя, состоит вовсе не в освящении банок с медом или яблок, которые прихожане потом радостно тащат домой, как после сеанса аграрной магии.
Священники подтверждают: традиция освящать мед или плоды  - не церковная, а народная. Ее корни уходят во времена язычества, когда первый урожай люди символически приносили в дар божествам, а затем уже вкушали сами. Наши предки так благодарили ту высшую силу, которая дает им эти плоды и без которой жизнь на земле невозможна. Эта традиция сохранилась и в других культурах, только как именовать эту «силу», какой смысл вкладывать в праздники?

14 августа - отмечали Медовый Спас
Медовый Спас, он же Первый, он же Мокрый, он же Спас на воде и Маккавей... Народных названий праздника - бесконечное множество.
И в православной традиции день 1 (ныне - 14) августа знаменателен количеством «уместившихся» в него важных событий и праздников: и происхождение честных древ животворящего креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста, который длится до 19 августа.
Но почему этот день в народе больше известен как Медовый Спас? С сельскохозяйственной точки зрения все просто: наши предки давно заметили, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов, поспевает мед нового урожая. В это время подрезали (заламывали) пчелиные соты - не только потому, что они полны, но и существовало поверье, что иначе соседские пчелы выкрадут мед из улья.
Много веков назад возник обычай 14 августа вместе с водой освящать и медовые соты.
Редко, но Медовый Спас еще называют Макавеем, или Маковым. К началу августа поспевает не только мед, но и мак. Так что церковный праздник переименовали в Маковей и готовили в этот день всяческие кушания с маком: маковое молочко (мак, растертый с медом), маканцы и мачники - постные пироги, пряники, рулеты…

19 августа - Преображение Господне, Яблочный Спас
Второй Спас, Спас-Преображение, Спас-на-Горе - все эти старинные названия великого праздника Преображения Господня затмил Яблочный Спас.
Традиция благословения плодов на праздник Преображения очень древняя: в это время в Иерусалиме и - шире - в Средиземноморье созревает виноград, который считается одним из образов Христа. Когда-то винограда в наших широтах было мало, зато в августе повсеместно плодоносят яблони… В соответствии с Богослужебным уставом, яблоки и другие плоды после освящения разрешается употреблять в пищу. Освящение плодов проводится в конце праздничной литургии, на которой должен присутствовать (и осмысленно в ней участвовать) каждый верующий.
А когда-то в праздник Преображения в церковь приносили не только яблоки, но и колосья, и семена нового хлеба (к этому времени на полях заканчивалась жатва). Освященные зерна сберегались к началу посевов.

29 августа - Хлебный Спас
Третий Спас, Малый Спас, Спас на полотне, Холщовый Спас, Хлебный, Ореховый… Хлебный - потому что в этот день выпекают хлеб и пироги из нового урожая зерна, а освященный в церкви хлеб становится главным блюдом на праздничном столе. Ореховый - потому что к этому времени созревают лесные орехи (лещина), их можно собирать. Крестьянская мудрость, вложенная в эти названия праздника, в современном мире уже плохо считывается. Также забылось, откуда взялось название «Холщовый» - холстами и полотнами в этот день уже давно не торгуют…
Спас Малый - потому что праздник в честь перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа относится к малым церковным праздникам. Но особое почитание этого события на Руси выразилось не в освящении хлебов, а в иконописи. «Спас на полотне» - название не только праздника, но и иконы «Спас Нерукотворный», одной из самых распространенных в России. Кстати, «Спас Нерукотворный» - первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.
В отличие от Медового и Яблочного, в деревнях Хлебный Спас никогда не отмечали большими празднествами и широкими гуляньями: начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. «Гуляли» только в городах.
На Третий Спас уже окончательно вступает в свои права осень…

Наталья ЗАХАРОВА,
журналистка