Языковой барьер

Комментарии:
Точка зрения.
 Неделю назад Виктор Янукович подписал, пожалуй, наиболее знаковый для государства Украина Закон. Закон «Об основах государственной языковой политики» или проще говоря, Закон о русском языке, потому что именно ради него закон и принимался. Однако Янукович не просто подписал закон, а сделал это с серьезными экивоками - предложил целевую программу развития украинского языка как государственного. До конца сентября данный закон будет существенно изменен. Хорошо бы чтобы он не стал точкой отсчета настоящего, физического, а не мнимого раскола Украины.
Без сомнения можно сказать, что сущность этого закона известна каждому украинцу. Принятый закон усиливает статус нескольких языков до региональных, что дает возможность вести дело-, судопроизводство и обучение на этих языках. Речь идет, разумеется, о свободе использования русского языка, который пятнадцать лет пытались вытеснить из жизни общества, однако не сумели вытеснить даже из официального обращения. Не будь в законе упомянут русский язык, его (закон) даже не заметили бы, как, впрочем, и большинство других законов, принимаемых в нашем Отечестве.
После подписания законопроекта Владимиром Литвиным возможны были два варианта развития законотворчества. Янукович мог, бестрепетно выслушав демонические завывания оппозиции, по собственному произволению наложить вето на законопроект, попытавшись таким образом стать «спасителем нации». Однако это никого бы не обмануло. И восток отвернулся бы, и запад не преклонился. Однако, судя по заявлению Анны Герман, Янукович выбрал, пожалуй, единственно правильное решение - узаконить русский и поддержать украинский. Это решение не ноу-хау Януковича, о необходимости такой меры говорили многие журналисты и общественные деятели.
Впрочем даже этот разумный шаг не нашел поддержки и понимания у «профессиональных украинцев». «8 августа войдет в историю Украины как день, когда правящая колониальная власть по инициативе московских холуев запустила процесс уничтожения украинского языка», - так высказался руководитель Волынской организации «Свобода» Анатолий Витив.
В общем и в целом, злопастные вопли оппозиции можно разделить на две устойчивые категории.
1. Патриотическая: принятие закона раскололо общество и может привести к гражданской войне.
В реальности все не так плохо. Самые многочисленные митинги против принятия закона о русском языке собрали не больше нескольких десятков человек. В поддержку украинского языка голодали националистически настроенные депутаты и студенты, но голодали как-то странно. За две недели голодовки состав голодающих несколько раз поменялся. Всерьез проголодавшиеся уходили подкрепиться, а на их место становились те, кто хорошенько подзаправился. В общем, до смерти голодать никто не отважился.
В далеком 1978 году татарин Муса Мамут совершил акт самосожжения за свое право проживать в Крыму. А в 1981 году представители Ирландской республиканской армии Бобби Сэндс и еще девять человек, отбывавшие тюремное заключение, устроили голодовку, требуя вернуть им статус политических заключенных. Правительство Тэтчер отказалось идти на уступки, и после 70-дневной голодовки все десять заключенных умерли.
Наши же голодающие «протестанты» разбежались после появления первых колик в животе. Живот оказался важнее языка.
2. Экономическая: оппозиция тычет пальцем в дефицит бюджета, указывая на увеличение расходов на бумагу. Но, во-первых, в законе речь идет не о двуязычии, а об использовании любого из языков. Хотите - украинский, хотите - русский. А во-вторых, когда те же лица ратовали за ликвидацию русского и тотальный переход на украинский, страна была в гораздо худшем экономическом положении, но тогда грядущие расходы их не пугали.
Визитной карточкой любого государственного учреждения давно стало в кабинете - на государственном, в коридоре - на родном. В результате страна все равно говорит на русском, но зато с украинским акцентом. Большего украинизаторам добиться так и не удалось. Вот и первый президент Украины Леонид Кравчук подтверждает, что «государственная программа развития украинского языка за все
20 лет независимости так и не была принята». Хотя, казалось бы, что мешало Президенту Ющенко и премьеру Тимошенко лелеять и пестовать мову солов'їну? Тут очень кстати вспоминается и Детская больница будущего, и вообще деятельность Фонда Екатерины Ющенко. Живот и тогда оказался важнее языка. А украинизация была и осталась исключительно на уровне репрессивном.
Думаю, не найдется ни одного русского украинца в здравом уме и твердой памяти, который возражал бы против существования и развития украинского языка. Паритет языков и культур с середины 90-х годов остается неизменной позицией русской интеллигенции Украины. А вот запад Украины демонстративно отмежевывается от всей остальной страны.
Депутаты Львовского областного совета обратились в Высший административный суд Украины с иском к Верховной Раде о признании ее действий по подготовке и принятию Закона «О принципах государственной языковой политики» противоправными. Кроме того, облсовет обратился к Генеральной прокуратуре и Службе
безопасности Украины с заявлением о том, что депутаты Верховной Рады совершили преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 161 Уголовного кодекса Украины - преднамеренные действия, совершенные организованной группой лиц и направленные на разжигание национальной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства, а также прямое или непрямое ограничение прав граждан по языковым признакам.
У нас очень любят лепить статью о разжигании розни к кому угодно, только не к себе. И ничего, что этот самый облсовет санкционировал расклейку листовок с эсэсовцами «Галичины», на территории этого самого облсовета уничтожаются братские могилы солдат Красной армии, так что собаки таскают кости по улицам. Это, конечно, не имеет ничего общего с разжиганием национальной розни.
Галичанские шовинисты предрекают апокалипсис в отдельно взятой стране. Ведь язык - душа нации. И как только украинский язык отомрет, а в его скоропостижной гибели «патриоты» не сомневаются, всем украинцам останется только лечь под иконами и отдать Богу душу.
Реальность же, как всегда, не так романтична и не так трагична. Даже если этот Закон будет действовать, как это запланировано (а это с нашими законами происходит редко), он вообще не коснется областей Западной Украины, где жители имеют полное право (если захотят, конечно) сохранить украинский язык в качестве исключительного средства общения во всех сферах. Де-факто Закон лишь констатирует существующую ситуацию, просто теперь в русскоязычных регионах смогут использовать родной язык на законных основаниях, а не тишком-ничком.
Недавно один из популярных львовских публицистов Владимир Павлив высказал мысль, что все должности в государственных структурах и органах местного самоуправления, в судебной власти и МВД, в таможне и налоговой, и даже на железной дороге западных областей должны занимать жители Галичины.
- Для чего же нам тратить деньги и усилия на обучение детей, чтобы потом они скитались по каким-то Луганскам или Шепетовкам? - размышляет он.
Подобная попытка сохранить свое у себя уже была предпринята первым и последним Президентом АР Крым Юрием Мешковым. Сразу после прихода к власти в Крыму блока «Россия», который возглавлял Мешков, началась кампания за обособление Крыма и постепенное сближение с Российской Федерацией. Однако вместо запланированного военно-политического союза с РФ и рублевой зоны удалось реализовать только введение московского времени и указ о прохождении воинской службы крымчанами только в Крыму. Указ этот появился на фоне нескольких резонансных убийств военнослужащих-срочников крымчан, которые были направлены для прохождения службы в западные области Украины.
Сегодня этот путь обособления предлагается повторить западной Украине и начать с того же, что и Мешков - ограничить контакты с остальной территорией Украины.
Впрочем, судьба Мешкова незавидна. Будучи предан Ельциным, он был лишен поста 17 марта 1995 года, в соответствии с Законом Украины «Об отмене Конституции и некоторых законов Автономной Республики Крым». А 13 июля 2011 года Мешкова вообще выдворили из Украины и объявили персоной нон-грата.
Тем временем, объединенная оппозиция начинает подготовку к импичменту Президента Виктора Януковича. Поводом служит опять-таки подписание Закона «Об основах государственной языковой политики». Оппозиция инициировала проведение открытых сессий поселковых, районных, областных, городских советов, которые должны будут принять решение о том, что на территории данного совета Закон Украины не действует. А вторым пунктом будет вопрос о недоверии Президенту. Соответствующие решения должны стать основанием для импичмента Виктору Януковичу. То есть, объединенная оппозиция открыто призывает к мятежу.
Сегодня это обстоятельство основательно подзабыто, но «оранжевая революция» началась не студенческим маршем «Могилянки», а отказом местных советов западной Украины выполнять распоряжения законно избранного Президента.
Когда витренковцы объявили Николаев территорией без НАТО, оппозиционеры громко кричали, что местные власти много о себе воображают и считают себя вправе решать международные вопросы. Теперь объединенная оппозиция не нашла ничего лучше, чем наступить на те же грабли, хотя сами же о граблях и предупреждали.
Естественно, что собираются областные и поселковые советы в Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях. Депутаты Киевсовета также попытаются собрать такую сессию. «Согласно опросам населения в столице, две трети киевлян признают украинский язык государственным и выступят в его поддержку», - заявил первый заместитель главы фракции «БЮТ-Батькивщина» Сергей Соболев. Не иначе Соболев опрос проводил в офисе своей партии. В быту на улицах Киева по-прежнему трудно услышать украинскую речь.
Проблема в том, что процедура импичмента должна быть описана в отдельном законе, который пока не принят. Его принятие является одним из пунктов предвыборной программы объединенной оппозиции. Но для этого нужно еще выиграть выборы, а потом собрать большинство, словом, слишком много «но».
Вот злопыхает экс-министр обороны, а сегодня депутат НУНС Анатолий Гриценко: «После Нюрнбергского процесса, в ходе которого военные пытались оправдаться за миллионы жертв полученными приказами, было принято решение, что заведомо преступный закон или приказ может не выполняться. Это предусмотрено и украинской Конституцией. Поэтому наши граждане, включая депутатов местных советов, имеют право не выполнять преступный закон, направленный на уничтожение украинского языка».
Вспомнили Нюрнбергский процесс. А что ж вы его не вспомнили, когда бегали с флагами «Галичины»? Как ни крути, а «Галичина» была частью организации СС - организации, признанной преступной тем же Нюрнбергским процессом.
За ту неделю, что Украина прожила при новом Законе, апокалипсиса не случилось. Если украинский язык и умер, то только где-нибудь в головах оппозиционеров. А вот Украина сделала реальный шаг к примирению граждан русско- и украиноговорящих, шаг назад, прочь от языкового барьера. Захотят ли жители западных областей поддержать эту инициативу? Да они ее и так давно поддерживают. Рядовые львовяне не стесняются говорить по-русски и не делают из языка пугало для мовы.

Андрей ГОНЧАРОВ,
журналист