«Украинский выбор» предлагает проект нового законодательства по проведению всеукраинских и местных референдумов по народной инициативе
Страной управляешь Ты, или Власть - народу!
Реальная демократия предполагает ряд обязательных механизмов, посредством которых народ может реализовать свое право на власть. Мало кто сомневается в том, что в нашей стране это право реализовано далеко не полностью, притом что оно гарантировано нашей Конституцией. Общественное движение «Украинский выбор» ставит своей главной задачей помочь украинскому народу заставить власть считаться с его мнением. Излишне говорить, что ситуация, когда власть игнорирует мнение большинства украинцев, у нас скорее правило, чем исключение, касается ли это вопросов внешнеэкономического курса страны, реформы системы здравоохранения или дерибана общественной собственности на местах. Во многих случаях мнение большинства граждан властью просто игнорируется.
В новой истории Украины было всего две попытки, когда решение большинства граждан могло изменить судьбу страны, к которым я имел непосредственное отношение. Но в обоих случаях власть в конечном итоге не позволила это сделать. В первом случае - когда не были имплементированы парламентом итоги всеукраинского референдума 2000 года. Где в числе других были поставлены вопросы снятия депутатской неприкосновенности и сокращения депутатских кресел до 300. Во втором случае, уже в 2006-м, был инициирован сбор подписей за проведение референдума по вопросам вступления Украины в НАТО и участия в ЕЭП. Как известно, после долгих мытарств и выигранных нами судов утвержденный Центризбиркомом протокол и решение, в котором значилось, что более четырех с половиной миллионов украинцев поддержали проведение референдума, отправились пылиться в администрацию Президента, где они и по сей день пребывают. Из-за несовершенства законодательства даже после решения суда о бездействии президента Ющенко референдум им объявлен не был.
Понятно, что тот сбор подписей все-таки сыграл свою роль. Тогдашняя власть увидела мнение народа по поводу планов Ющенко втянуть страну в военно-политический блок. И мы доказали, что повлиять на власть все-таки можно. С другой стороны, всем стало ясно: власть не стесняется использовать в своих целях несовершенство законодательства.
Распространяется миф: якобы непосредственное участие народа в принятии государственных решений невозможно организовать чисто технически. Или что граждане не в состоянии принимать важные государственные решения. Следовательно, это нужно доверить специально выбранным людям - политикам, министрам, депутатам, чиновникам. Но это чушь и абсурд: чиновники - ответственны и готовы, народ - все еще не готов! «Единственный носитель суверенитета» (согласно Конституции Украины) - не способен управлять!!!
На самом деле можно создать механизмы реального народовластия, так как власть народа обладает приоритетом по отношению к власти органов госуправления. Все решается путем вынесения интересующих общество вопросов на всеукраинский или местный референдумы.
Для этого мы и разработали концепцию изменений действующего законодательства касательно проведения всеукраинских и местных референдумов по народной инициативе.
Мы убеждены, что народ, который является «единственным источником власти» в стране, имеет право принимать Конституцию Украины и стратегически важные законы. Непосредственно!
Вопрос о принятии Конституции по результатам всенародного волеизъявления я предлагал поставить еще на референдуме 2000 года. Однако тогда Конституционный суд, на мой взгляд, неправомерно снял данный вопрос с общенационального обсуждения. Дескать, не народное это дело.
Кто уполномочил органы государственной власти принимать решения от имени народа? А тем более отказывать народу в праве принимать решения? В 1993 году Россия же не побоялась принимать свою конституцию на всенародном референдуме.
Наша позиция: прямая демократия - это возможность досрочного прекращения полномочий Верховной Рады, процедура отставки правительства - на всеукраинском референдуме.
Точно такая же угроза отставки должна висеть над всеми должностными лицами - сельскими, поселковыми и городскими головами, главами районных и областных государственных администраций. И, конечно, советами всех уровней, от сельского до областного.
Я убежден, что реализация народной воли не может быть поставлена в зависимость от желания или нежелания представителей власти ее исполнять. Если на референдуме речь идет о вынесении недоверия правительству, парламенту, органу местного самоуправления или должностному лицу, то соответствующий субъект в установленные законом сроки отстраняется от исполняемых обязанностей, объявляются новые выборы, назначаются другие должностные лица. Если в ходе народного волеизъявления принимается новый закон или отменяется старый, то юридически он начинает действовать со дня опубликования результатов референдума.
Представляется, что цифра в пятьсот тысяч подписей для общенародного референдума является оптимальной для страны с такой численностью населения, как Украина. Скажем, в 60-миллионной Италии для того, чтобы инициировать референдум, нужно 500 тысяч подписей, а в 10-миллионной Португалии - 75 тысяч. Спрашивается, откуда взялась эта явно завышенная цифра в 3 миллиона для Украины?
Если речь идет о местном референдуме, приемлемым будет 10% подписей граждан, имеющих право голоса, от числа соответствующей территориальной громады. Этого достаточно, чтобы продемонстрировать поддержку некой идеи в обществе, но при этом сбор подписей не превращается в барьер, который не взять без серьезной финансовой поддержки.
Общее администрирование процесса со стороны государственной власти можно и нужно минимизировать, а соответствующие функции передать инициативным группам, территориальным и счетным комиссиям. Собственно, Конституция Украины, ст. 143, недвусмысленно говорит о том, что «территориальные общины… обеспечивают проведение местных референдумов и реализацию их результатов». Это в теории, а не на практике, хотя это же норма прямого действия. Необходимо, наконец, дать территориальным общинам механизмы для реализации их конституционных полномочий.
Конечно, я изложил предлагаемую нами концепцию в несколько упрощенном виде. Каждый желающий может детально ознакомиться с ней на сайте общественного движения «Украинский выбор»
(vybor-ua.org.ua). Мне представляется, она проработана в достаточной степени. Но, как и обещал, хочу, чтобы будущий законопроект стал результатом усилий всех, кто разделяет наши взгляды. Поэтому с благодарностью мы примем ваши предложения, выслушаем комментарии и критику.
Я реалист и понимаю, насколько сложно вынудить власть реализовать предлагаемую нами концепцию и запустить реальное народовластие. Но я верю, что вместе мы сможем. Потому что это реальный и единственный шанс изменить нашу страну.
Движение «Украинский выбор» провозгласило: надо менять не власть, а систему!
И первым этапом введения в стране реального народовластия мы предлагаем введение нового законодательства о всеукраинских и местных референдумах, которое даст возможность гражданам непосредственно принимать решения по ключевым для страны вопросам. Как это и отражено в статье 5 нашей Конституции. В новой истории Украины было всего две попытки, когда решение большинства граждан могло изменить судьбу страны, к которым я имел непосредственное отношение. Но в обоих случаях власть в конечном итоге не позволила это сделать. В первом случае - когда не были имплементированы парламентом итоги всеукраинского референдума 2000 года. Где в числе других были поставлены вопросы снятия депутатской неприкосновенности и сокращения депутатских кресел до 300. Во втором случае, уже в 2006-м, был инициирован сбор подписей за проведение референдума по вопросам вступления Украины в НАТО и участия в ЕЭП. Как известно, после долгих мытарств и выигранных нами судов утвержденный Центризбиркомом протокол и решение, в котором значилось, что более четырех с половиной миллионов украинцев поддержали проведение референдума, отправились пылиться в администрацию Президента, где они и по сей день пребывают. Из-за несовершенства законодательства даже после решения суда о бездействии президента Ющенко референдум им объявлен не был.
Понятно, что тот сбор подписей все-таки сыграл свою роль. Тогдашняя власть увидела мнение народа по поводу планов Ющенко втянуть страну в военно-политический блок. И мы доказали, что повлиять на власть все-таки можно. С другой стороны, всем стало ясно: власть не стесняется использовать в своих целях несовершенство законодательства.
Институт реального народовластия
Ничего не изменилось и после того, как Ющенко заслуженно покинул пост Президента Украины. Система осталась прежней. Власть не заинтересована в том, чтобы народ принимал непосредственное участие в управлении государством. Распространяется миф: якобы непосредственное участие народа в принятии государственных решений невозможно организовать чисто технически. Или что граждане не в состоянии принимать важные государственные решения. Следовательно, это нужно доверить специально выбранным людям - политикам, министрам, депутатам, чиновникам. Но это чушь и абсурд: чиновники - ответственны и готовы, народ - все еще не готов! «Единственный носитель суверенитета» (согласно Конституции Украины) - не способен управлять!!!
На самом деле можно создать механизмы реального народовластия, так как власть народа обладает приоритетом по отношению к власти органов госуправления. Все решается путем вынесения интересующих общество вопросов на всеукраинский или местный референдумы.
Для этого мы и разработали концепцию изменений действующего законодательства касательно проведения всеукраинских и местных референдумов по народной инициативе.
Мы убеждены, что народ, который является «единственным источником власти» в стране, имеет право принимать Конституцию Украины и стратегически важные законы. Непосредственно!
Вопрос о принятии Конституции по результатам всенародного волеизъявления я предлагал поставить еще на референдуме 2000 года. Однако тогда Конституционный суд, на мой взгляд, неправомерно снял данный вопрос с общенационального обсуждения. Дескать, не народное это дело.
Кто уполномочил органы государственной власти принимать решения от имени народа? А тем более отказывать народу в праве принимать решения? В 1993 году Россия же не побоялась принимать свою конституцию на всенародном референдуме.
Контроль и ответственность
Простой пример: мы все видим, как депутаты Верховной Рады ежедневно попирают Конституцию Украины, голосуя чужими карточками «за того парня». Мало того, что это нарушение Основного закона - они порочат саму идею представительской демократии. А примеры бездеятельности Верховной Рады, или принятие решений, явно противоречащих мнению большинства граждан. Почему парламентарии не несут за это никакой ответственности? Нам говорят, извините, «нет против нас механизмов». И правительство ответственности перед народом за содеянное не несет! Опять же, нет процедуры отставки Кабмина путем вынесения ему народного недоверия. И так далее, вплоть до руководителя госадминистрации и сельского головы - стоят, как стена! Народ - «единственный источник власти», но управлять ему не положено. Только, говорят, через посредников - депутатов и чиновников.Наша позиция: прямая демократия - это возможность досрочного прекращения полномочий Верховной Рады, процедура отставки правительства - на всеукраинском референдуме.
Точно такая же угроза отставки должна висеть над всеми должностными лицами - сельскими, поселковыми и городскими головами, главами районных и областных государственных администраций. И, конечно, советами всех уровней, от сельского до областного.
Я убежден, что реализация народной воли не может быть поставлена в зависимость от желания или нежелания представителей власти ее исполнять. Если на референдуме речь идет о вынесении недоверия правительству, парламенту, органу местного самоуправления или должностному лицу, то соответствующий субъект в установленные законом сроки отстраняется от исполняемых обязанностей, объявляются новые выборы, назначаются другие должностные лица. Если в ходе народного волеизъявления принимается новый закон или отменяется старый, то юридически он начинает действовать со дня опубликования результатов референдума.
Снижение барьера
Мы не видим никакого смысла в сохранении явно завышенного числа подписей, необходимых для инициирования всенародного референдума. Сейчас установлен порог в три миллиона! Трехмиллионный ценз не позволяет общественным организациям, группам активистов реализовать инициативу по рассмотрению важных и нужных вопросов. Представляется, что цифра в пятьсот тысяч подписей для общенародного референдума является оптимальной для страны с такой численностью населения, как Украина. Скажем, в 60-миллионной Италии для того, чтобы инициировать референдум, нужно 500 тысяч подписей, а в 10-миллионной Португалии - 75 тысяч. Спрашивается, откуда взялась эта явно завышенная цифра в 3 миллиона для Украины?
Если речь идет о местном референдуме, приемлемым будет 10% подписей граждан, имеющих право голоса, от числа соответствующей территориальной громады. Этого достаточно, чтобы продемонстрировать поддержку некой идеи в обществе, но при этом сбор подписей не превращается в барьер, который не взять без серьезной финансовой поддержки.
Минимум администрирования
Есть вопросы, которые согласно Конституции не могут рассматриваться на референдуме, или, например, инициативные группы предложат нормативные акты, по форме и содержанию не соответствующие установленным требованиям. Безусловно, это должно быть предметом исследований и оценки. Однако я категорически против того, чтобы в этих случаях функции контроля передавались в руки государственной власти. Этим должны заниматься специалисты и ученые, а не чиновники. Допустимость выносимого на референдум вопроса (нормативно-правового акта) должна определяться независимым правовым учреждением, каковым является Национальная академия правовых наук Украины. Что исключит административное вмешательство со стороны органов власти. Общее администрирование процесса со стороны государственной власти можно и нужно минимизировать, а соответствующие функции передать инициативным группам, территориальным и счетным комиссиям. Собственно, Конституция Украины, ст. 143, недвусмысленно говорит о том, что «территориальные общины… обеспечивают проведение местных референдумов и реализацию их результатов». Это в теории, а не на практике, хотя это же норма прямого действия. Необходимо, наконец, дать территориальным общинам механизмы для реализации их конституционных полномочий.
Конечно, я изложил предлагаемую нами концепцию в несколько упрощенном виде. Каждый желающий может детально ознакомиться с ней на сайте общественного движения «Украинский выбор»
(vybor-ua.org.ua). Мне представляется, она проработана в достаточной степени. Но, как и обещал, хочу, чтобы будущий законопроект стал результатом усилий всех, кто разделяет наши взгляды. Поэтому с благодарностью мы примем ваши предложения, выслушаем комментарии и критику.
Я реалист и понимаю, насколько сложно вынудить власть реализовать предлагаемую нами концепцию и запустить реальное народовластие. Но я верю, что вместе мы сможем. Потому что это реальный и единственный шанс изменить нашу страну.
Виктор МЕДВЕДЧУК,
инициатор общественного движения
«Украинский выбор»
Комсомольская правда в Украине, 15.06.2012
http://kp.ua/daily/150612/342385
инициатор общественного движения
«Украинский выбор»
Комсомольская правда в Украине, 15.06.2012
http://kp.ua/daily/150612/342385