«Адмирал Горшков», заложенный на ЧСЗ в далеком 1978 году, отправился на ходовые испытания с царским титулом «Викрамадитья»

Комментарии:
 Индийский авианосец «Викрамадитья», уже давно перестраиваемый на российских верфях из авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», вышел в море. Долгие периоды сорванных сроков остаются позади: один из крупнейших военно-технических контрактов России подходит к своему логическому завершению.

В море 20 лет спустя
Последний раз «Горшков» был в море весной 1992 года. С тех пор его жизнь протекала между флотским отстоем и сухим доком завода в Северодвинске, где советский авианесущий крейсер медленно превращался в индийский авианосец.
Затянувшееся ожидание закончилось: в ночь на 8 июня корабль вышел на ходовые испытания.  Общее время, которое он должен провести в море - 120 суток. Но в случае возникновения недостатков и непредвиденных ситуаций авианосец вернется в порт.
Планируется, что уже 4 декабря «Викрамадитья» (часто использовавшийся титул индийских царей, означающий «в доблести равный богу Солнца») пополнит индийский флот.

Строили как «Баку»
Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.4 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» - так звали «Викрамадитью» в бытность его советским, а потом - российским боевым кораблем. Он был заложен в 1978 году на николаевском ЧСЗ под названием «Баку» (традиционным для авианесущих кораблей советского флота, как правило, получавшим имена в честь столиц союзных республик).
Советские авианесущие крейсера того времени (проект 1143 во всех модификациях) - несерийные дети полумер, крайне медленно перераставшие маленький, «противолодочный» формат и не спешившие превращаться в носители «конвенциональной» палубной авиации.
На их долю оставались вертолеты и самолеты вертикального взлета и посадки Як-38, имевшие крайне ограниченные ударные возможности. Зато по традиции на корабли этого класса ставили пусковые установки тяжелых противокорабельных ракет.
В сущности, первым авианосцем СССР стал только 1143.5 «Адмирал Кузнецов» (он же «Тбилиси», он же «Рига») - следующий в серии после «Баку»/«Горшкова».
Его младшие братья и вовсе не попали на флот: 1143.6 «Варяг» постоял у стенки ЧСЗ много лет, а потом был продан в Китай (где тоже станет боевым кораблем), а 1143.7 «Ульяновск», который должен был стать первым отечественным атомным авианосцем, разобрали на металл прямо на стапеле.

Дети «Адмирала»
1990-е годы трудно назвать удачными для крупных кораблей этого класса. «Горшков» долго эти годы провел в отстое. Его младшие братья вслед за «Варягом» отправились за границу: «Киев» - в Китай, где из него сделали плавучий отель, «Новороссийск» - в Южную Корею для разбора на металл. «Минск» тоже последовал было за «Новороссийском», но потом попал к китайцам и был переоборудован в стационарный развлекательный центр.
А «Горшкова» с 1994 года готовили к продаже в Индию. Но в том виде, в котором этот «недоавианосец» пребывал на начало 1990-х, он Дели был не очень нужен - индусы все-таки хотели заполучить полноценный авианосный корабль.
На подписание первых договоренностей стороны вышли только к 2000 году, однако уже годом ранее «Горшкова» оттащили в Северодвинск, чтобы подготовить к кардинальной перестройке.
20 января 2004 года корабль был официально продан ВМС Индии и переименован в «Викрамадитью». Тогда же согласовали и финансовые параметры контракта - первые цифры, но, как выяснилось, далеко не последние. Подразумевалось, что на приведение корабля в потребный вид истратят без малого 1 миллиард долларов (в том числе надстроив на нем взлетный трамплин). Отдельно шла новая авиагруппа: 16 палубных многоцелевых истребителей МиГ-29К/КУБ (740 миллионов долларов), противолодочные вертолеты Ка-27 и вертолеты радиолокационного дозора Ка-31.
Но авиагруппа оказалась наименее проблемной частью работ. По первоначальному соглашению авианосец должен был быть сдан в 2008 году, но по мере развертывания модернизации выяснилось, что объем и стоимость переделок были, мягко говоря, недооценены.
На эти просчеты накладывались кадровые сложности: квалифицированных рабочих в российском судостроении не хватало и не хватает категорически, на это наталкивалась и калининградская верфь «Янтарь», задержавшая сдачу фрегатов проекта 1135.6 тем же индийцам минимум на год.
Начался торг за дополнительные соглашения, и индийцы даже на время остановили финансирование достройки. Только под новый 2009 год после подключения «тяжелой артиллерии» в форме визита тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева в Дели удалось сдвинуть переговоры о новой цене корабля с мертвой точки.
Итоговая цена после всех перипетий выросла существенно: до 2,35 миллиарда долларов, притом Москва длительное время настаивала на суммах от 3 млрд. и более. Это вызвало неудовольствие в индийском парламенте и прессе.
Как сообщается, один из индийских адмиралов в ответ на обвинения в непомерном раздутии расходов на «Викрамадитью» в сердцах бросил: «Ну, вот вы, аналитики военные, скажите мне: где я еще могу взять полноценный авианосец за два миллиарда долларов? Только назовите, и я тут же выпишу чек».

Елка на корабле
Теперь «Викрамадитью» клятвенно обещают сдать до конца 2012 года. Как в Союзе было принято сдавать корабли «под елочку», честно говоря, временами лучше не вспоминать. На «Горшкове» сейчас тоже постоянно что-то случается. То ремонт ведется не совсем так, как хотелось бы, и попадает в поле зрения российской прокуратуры.  Так что в том, чтобы закончить российскую часть истории «Адмирала Горшкова», вырастающего из крейсера «Баку» в авианосец «Викрамадитья», заинтересовано очень много людей. А неизбежные шероховатости будут сглажены, как говорится, «в рабочем порядке». До елочки или после.


Николаевский авианосец пережил реинкарнацию



«Баку»






«Адмирал Горшков»



«Викрамадитья»