1 апреля

Народный депутат Владимир Наконечный: Шесть лет передышки, шесть лет господдержки - и заводы заработают

 Народный депутат Украины Владимир Наконечный поделился с нами любопытным рецептом: как, трудоустроив всего одного человека в Николаеве, создать еще 7-10 рабочих мест по всей стране. Нынешнему составу Верховной Рады Украины осталось проработать всего полгода. Избранный досрочно парламент пережил президентские выборы, массу скандалов, блокирование трибуны, драки и дымовые шашки. А в новостях и на экранах с избитыми лозунгами и обвинениями мелькали одни и те же лица - что от власти, что от оппозиции. Владимир Наконечный  из тех, кто не мелькал - просто работал.
- Владимир Леонтьевич, есть опасения, что буквально до самых выборов работа парламента будет сорвана. Оппозиция вновь вернулась к тактике блокирования трибуны, да и сама предвыборная атмосфера не очень-то располагает к нормальной работе. Вы такие опасения разделяете?
- Ни в коей мере. Законы будем принимать в нормальном режиме. То же блокирование трибуны уже стало ритуалом для оппозиции. Парламентское большинство научилось эффективно этому противодействовать. В конце концов, мы можем и сами превентивно взять под контроль трибуну и президиум. Но главное не в этом.
А что касается так называемой «оппозиции», то они ведь блокируют работу Рады в первую очередь из-за ощущения собственного бессилия. Доверие избирателей растеряли, добрая половина людей от них ушла - что остается делать? Шуметь, блокировать - чтобы люди окончательно о них не забыли.
- Я почему об этом спрашиваю. Известно, что вы 17 апреля внесли на рассмотрение Рады проект Закона о проведении экономического эксперимента относительно государственной поддержки судостроительной отрасли. Почему именно судостроение, а не, скажем, сельскохозяйственное машиностроение?
- Несколько причин. Начнем с чисто экономических. Во-первых, эта отрасль находится в очень глубоком кризисе, несмотря на то, что судостроительный потенциал Украины огромен. В Николаеве простаивают заводы, равные которым во всем мире можно было по пальцам пересчитать. Это необходимо и можно исправить, переломить. Терять наработанное не то что годами и десятилетиями, а столетиями... Как можно мириться с этим? Во-вторых, речь идет о наукоемком, высокотехнологичном производстве. А что это значит? Это значит, что судостроительная отрасль связана практически со всеми сферами экономики. Чтобы построить судно, нужно привлечь практически все отрасли нашей экономики - начиная от металлургии и заканчивая мебельной промышленностью.
По моим оценкам, одно рабочее место в судостроении создает от семи до десяти рабочих мест в смежных отраслях! Такого соотношения вы не найдете ни в одной другой отрасли. Судостроение при грамотном подходе станет локомотивом для всей экономики. Отдачу почувствует вся страна.



- Вы о Николаеве не случайно ведь упомянули?
- Нет, не случайно. Николаев - исторический центр украинского судостроения.
- Но есть и другие, пусть не такие крупные...
- Но у Николаева есть кое-что неповторимое. Люди. Поколения, прикипевшие к кораблям, к морю. Вдумайтесь, свыше двухсот лет в этом городе спускают на воду корабли. Это уже особый взгляд на жизнь. Такого нигде в Украине не найти.
Когда я впервые побывал в Николаевском музее судостроения и флота - а мне посоветовал сходить туда глава Николаевской облгосадминистрации Николай Круглов - я был потрясен. Более 200 лет - уникальные традиции! Еще в начале XX века Николаев был базой строительства подводных лодок Российской империи - причем, это были одни из лучших в мире подлодок. Это как один из примеров. Жаль, что мало кто в Украине об этом знает.
Известно, что Николаев в советские годы был «закрытым городом». Сейчас можно спорить о своих плюсах и минусах такой «закрытости»... Но я вот что заметил: в Николаеве люди не зациклены на политике, на каких-то дрязгах, разборках, политических скандалах. У них другой взгляд на жизнь. Взгляд человека, который умеет и хочет работать. Задача государства - дать ему такую возможность.
- Я сам родился и вырос в Николаеве. Боюсь ошибиться, но ваша карьера вроде бы не была тесно связана с ним. Откуда у вас такой интерес к нашему городу?
- Вот тут-то вы как раз и ошибаетесь. Последние несколько лет я более чем активно работаю именно для Николаева.
Дело в том, что с нынешним губернатором Николаевщины Николаем Кругловым я знаком уже давно. И он буквально заразил меня интересом к городу, к судостроению. Я неоднократно бывал в Николаеве, мы очень долго обсуждали, что именно нужно сделать, чтобы возродить заводы, дать людям работу, многое - просто поднять из руин. По образованию я - инженер, поэтому смог по достоинству оценить и потенциал края, и масштаб стоящих перед нами задач.
Впоследствии мне как народному депутату от Партии регионов поручили стать куратором Николаевской области от нашей партии.
- Объясните, пожалуйста, подробней. Кто такой куратор? Чем он занимается? Какие перед ним задачи поставлены? Явно ведь, не политрука-надзирателя?
- Здесь ничего сложного. Есть область, есть губернатор. Он занимается проблемами на месте. А проблем - тысячи. Есть настолько масштабные, сложные задачи, которые силами одной области решить нельзя, нужна помощь центральной власти. Нужны решения министерств, Кабинета министров в целом, нужны изменения в законодательстве, поддержка народных депутатов.
Поэтому каждый губернатор вынужден постоянно поддерживать связь с Киевом, желательно - личную. Но это очень сложно - не может же человек разорваться. Поэтому куратор - это представитель интересов области в центре, в столице.
- Своеобразный «полпред», посол?
- Можно, конечно, и так сказать. Но скорее это - просто цивилизованное отстаивание интересов региона. У народного депутата есть возможности буквально ежедневно лоббировать интересы области в центральных органах власти.
- Владимир Леонтьевич, СМИ Николаева уже опубликовали информацию о том, что у вас есть планы выдвинуть свою кандидатуру в народные депутаты Украины по одному из мажоритарных округов нашего города.
- Да, не спорю, такие планы есть.
- Но вы ведь не будете спорить с тем, что вы не слишком известны в Николаеве. Я не буду подвергать сомнению то, что вы много сделали для города и области - но кто об этом знает?
- А разве я говорил, что стремился к известности? Пиар мне не очень-то интересен. В Верховной Раде я проработал три созыва и хорошо знаю, что такое кропотливая, настойчивая работа. На крикунов и «звезд экрана» насмотрелся сполна. Я - человек дела, а не «человек пиара». Мои дела скажут обо мне лучше, чем обещания. Взять тот же законопроект о поддержке судостроения. Вы знаете, когда в последний раз хоть один депутат поднимал этот вопрос?
- А что в нем такого особенного? Вы действительно думаете, что он способен дать толчок к выходу судостроительной отрасли из кризиса?
- Вне всякого сомнения. Мой законопроект предусматривает проведение эксперимента по поддержке судостроения до 2018 года. Там есть перечень мер, но нет жестких сроков, которые в силу тех или иных причин, могут стать невыполнимыми. Не нужно распыляться, усилия нужно сосредоточить на основных направлениях. Вот, смотрите.
Первое: предоставить судостроителям государственные гарантии по иностранным кредитам и по обязательствам перед иностранными заказчиками.
Второе: максимально удешевить кредиты, полученные судостроителями в украинских банках.
Третье: налоговые и таможенные льготы. В частности, не взимать таможенные сборы с импортных товаров, необходимых для постройки судов. Снизить размеры отчислений на фонд зарплаты.
Четвертое: списать, согласно действующему законодательству, пеню и штрафы за просроченные долги перед бюджетом и целевыми госфондами. Предприятия находятся в долговой яме, государство может помочь им оттуда выкарабкаться.
Пятое: увеличить государственный заказ. Речь, в частности, о той же программе «Корвет». Одно только ее выполнение - уже большой шаг вперед.
Ничего сверхъестественного - нормальные, зарекомендовавшие себя во всем мире шаги по поддержке отрасли, которая должна встать на ноги. Государство потерь не понесет: «мертвый» завод все равно не сможет заплатить штрафы по несвоевременно уплаченным налогам, он их будет только накапливать. А если освободить его от этого груза, дать возможность ожить, отдышаться - средства вернутся сторицей. Или зачем, к примеру, нагружать отчислениями на фонд зарплаты? Зарплата мизерная, работы нет, вымываются последние оборотные средства - та же ситуация. Шесть лет передышки, шесть лет господдержки - и заводы заработают.
- Владимир Леонтьевич, с судостроением ваша позиция ясна. Но ведь Николаевщина - это не только крупнейшие верфи Европы, это еще и районы. Раз уж вы говорите, что тесно ознакомились с нашим регионом, то скажите - как поднять их экономику?
- За то время, пока я представлял интересы области в Киеве, тесно общался с губернатором, появился ряд перспективных, выполнимых идей.
Вот, к примеру, Очаковский район. Здесь самой природой созданы практически все условия для развития альтернативной энергетики. Ветроэнергетика, солнечная энергетика - у них есть будущее на Николаевщине.
Еще момент - есть очень приличные шансы, что терминал для поставок сжиженного газа в Украину, LNG-терминал (о необходимости которого говорят последние пару лет) будет построен именно под Очаковом.
- Но ведь, насколько известно, за право постройки терминала активно борются порты Одесской области?
- Скажу так: шансы Очаковского района велики. Есть экспертные оценки, есть предварительные расчеты. Николаевский регион в этом конкурсе - в числе лидеров.
Да и кроме этого есть еще немало проектов, реализация которых даст людям рабочие места, увеличит поступления в местные и государственный бюджеты, в полной мере раскроет экономический потенциал региона.
Главное - сохранить стабильность в обществе, поскольку именно стабильность является предпосылкой для развития экономики.

Егор СТРУЖКИН,
главный редактор, «ФрАза»




Просмотров:
comments powered by HyperComments