Как николаевцы сражались в небе войны

Аров Борис
Комментарии:
Работали парни на николаевских заводах, тогда они мало знали друг друга. Но была  у них одна мечта - стать летчиками. Они поступили в военное училище, правда, в разных городах. Николай Зуб окончил семилетку в своем родном селе Покровка Веселиновского района, затем учился в Николаеве в ФЗУ, работал на заводе «Дормашина». Иван Карабут после окончания училища строил корабли на заводе имени 61 коммунара. Соломон Арончик, тоже выпускник ФЗУ, стал бригадиром на Черноморском судостроительном заводе.
И должно же было такому случиться, что все они после окончания военных училищ попали в один 210-й авиационный штурмовой полк. В его составе оказались на фронте с первых дней войны. В августе 1941 года они базировались на аэродроме Алексеевка под Первомайском, затем - на летном поле под Новополтавкой, а дальше - на аэродроме Баштанки, оказывая поддержку войскам правого крыла Южного фронта. В один из таких дней нашим землякам удалось даже на пару часов вырваться в Николаев. Кто знал, что это будет последняя их встреча с родным городом…


Отважный Зуб
О том, как воевали наши земляки, без прикрас рассказывает в своей книге «Готовность номер один» бывший летчик этого полка, а впоследствии полковник, дважды Герой Советского Союза Г. Ф. Сивков.
Николай Зуб прошел путь до подполковника - командира этого полка, был награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды. У него был 381 боевой вылет, и каждый из них - суровый экзамен и риск. Он стал Героем Советского Союза.
Вот некоторые боевые эпизоды его воинских подвигов.
…7 июня 1943 года. Северный Кавказ. Группа «илов» Николая Зуба трижды атаковала врага, пытавшегося предпринять контрнаступление. Они уничтожили десятки танков, автомашин, сотни гитлеровцев. Фашисты были отброшены назад.
…22 июля 1943 года рано утром, как только взошло солнце, Зуб поднял в воздух свою армаду самолетов. Задача - ударить по врагу, который зарылся в землю на так называемой «голубой линии». Бомбы и ракеты обрушиваются на головы фрицев. Командир полка смело ведет за собой остальных. И вдруг… сам оказывается в огневом кольце рвущихся снарядов вражеских зенитных батарей.
Это был последний вылет легендарного героя. В его семье сохранилось письмо жене Анне Ивановне и дочери. Письмо большое, обстоятельное, оно написано друзьями. Есть в нем и такие слова: «Погиб наш боевой командир, любимый отец полка».


Карабут: Умираю за Родину
…Командир эскадрильи капитан Иван Карабут, возглавляя большую группу самолетов, наносил удары по той же «голубой линии». В конечном счете, она была взломана. Особо отличился Карабут во время боев на Малой земле под Новороссийском. К тому времени он в ноябре 1941 года уже был награжден орденом Красного Знамени.
И вот перед нами очередной наградной лист. За плечами уже 128 успешных боевых вылетов: 38 - на штурмовку войск врага, 29 - на разведку, остальные - на бомбардировку переправ, позиций и объектов. Твердым почерком командующего ВВС Южного фронта К. А. Вершинина начертаны слова: «Достоин звания Героя Советского Союза». Это было в феврале 1944 года.
С огромной радостью Иван узнал об освобождении родного Николаева. Так хотелось взглянуть на родные улицы, но война его забросила в эти дни уже на 2-й Белорусский фронт. И тут он воевал по-гвардейски. А 3 сентября произошла трагедия. Его самолет попал под губительный огонь немецких зениток, упал и взорвался в расположении врага в районе польского города Островенка. По радио на базе слышали слова Ивана: «Умираю за Родину!».
Но перенесемся снова к первым годам войны, когда в воздухе был явный перевес вражеской авиации. Бои были очень тяжелыми. Г. Ф. Сивков вспоминает: «Немецко-фашистские войска тогда без всякой маскировки, как саранча, накапливались вблизи линии фронта, которая проходила вдоль реки Донец. Их прикрывали многочисленные зенитные батареи на земле, а в воздухе охраняли «мессершмитты», атаковавшие нас в каждом боевом вылете. Летать было опасно, но необходимо. Так требовала фронтовая обстановка, так было нужно, чтобы нашим солдатам было легче сдерживать натиск превосходящих сил противника. И каждый день кто-нибудь из товарищей по полку не возвращался домой с боевого задания.


Наградной лист Арончика
…12 июня 1942 года погиб командир эскадрильи старший лейтенант Соломон Арончик - большой жизнелюб, талантливый летчик и отважный человек».
И вот перед нами посвященный ему наградной лист, уже подписанный всеми инстанциями. Но что это? Надпись в углу гласит: «Задержать до выяснения, где он». Ответ на этот вопрос находим в другом документе - справке отдела кадров полка. «Наградной лист на командира эскадрильи 210-го ближне-бомбардировочного авиационного полка старшего лейтенанта Арончика Соломона Лазаревича 22.09.1941 г. был задержан как на не возвратившегося из боевого задания.
Впоследствии оказалось, что он был подбит истребителями противника и произвел посадку на нашей территории. В настоящее время находится в части, выдвинут на должность командира эскадрильи и еще более решительно продолжает уничтожать врага». И, наконец, еще один документ - Указ Президиума Верховного Совета СССР, в котором Арончик Соломон Лазаревич награждается орденом Красного Знамени. Два боевых ордена за короткий срок, отведенный ему судьбой в начале войны - яркое свидетельство отваги летчика.



Летчик Павлов из Явкино, комиссар Лещинер с завода имени Марти
Потом я узнал, что несколько позже прибывший в 210-й авиаполк уроженец села Явкино Баштанского района, командир звена Иван Павлов заслужил звание Героя Советского Союза. Он участвовал в воздушных боях в Крыму, когда войска 4-го Украинского фронта, отдельная Приморская армия во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской флотилией начали освободительное наступление. После войны Иван Павлов жил и работал в Умани, стал почетным гражданином этого города.
В Николаеве до войны жили и работали комиссар этого полка 


З. А. Лещинер и начальник штаба Д. А. Проворотов.
Г. Ф. Сивков вспоминает, что когда Лещинер прибыл по назначению в полк, то сразу начал знакомиться с личным составом, беседовал почти с каждым. Однажды ребята попросили, чтобы он рассказал о себе. И он поведал о своей жизни:
- Родился я в рабочей семье. Нас было десять братьев. Начал работать с 14 лет. В Николаеве устроился на завод имени Марти в котельный цех. Работал «глухарем». Так тогда называли клепальщиков. Учился на рабфаке, потом попробовал осуществить свою мечту на курсах штурманов, которые закончил. Затем была промакадемия. Началась война, получил назначение к вам. Так давайте вместе честно воевать!
Так воевал и сам комиссар, павший в бою за Родину.
Вскоре после войны вернулся в родной город Д. А. Проворотов. Он многое успел сделать для написания истории полка, был не раз инициатором послевоенных встреч однополчан. Война и ранения сократили его жизнь.
Вспомнить поименно
В Керчи возвышается обелиск в честь героев 230-й гвардейской штурмовой дивизии, в которую входил 210-й штурмовой авиаполк. В обелиск замурована капсула, в которой помещен список летчиков дивизии, в том числе и 210-го полка, павших  в боях за Родину, а значит, и наших земляков, геройски погибших.
Они отважно воевали, низкий им поклон. А нам остается всегда помнить об их подвигах. Знать и помнить, «какой была война, чьей силой и какой ценою была планета спасена!».