Чего ждать от нового Уголовно-процессуального кодекса Украины, принятого в пятницу 13-го

Комментарии:
Присяжных одолжим в... Канаде?
 В пятницу 13-го, в 4.14, после обсуждения почти четырех тысяч поправок, Верховная Рада 271 голосом «за!» приняла во втором чтении новый Уголовно-процессуальный кодекс Украины.
УПК может стартовать уже в октябре этого года. Документ декларирует реальный состязательный процесс с равными правами защиты и обвинения, расширение перечня мер пресечения для подследственных в виде домашнего ареста, освобождения на поруки и под залог, исключает дополнительные расследования (результат судебного разбирательства - обвинительный приговор или оправдательный), добавляет в практику уголовного судопроизводства возможность так называемой сделки со следствием, другие стандартные европейские юридические процедуры, в том числе и суд присяжных.
Авторы проекта нового УПК отказались от использования англосаксонской традиции суда присяжных. Формирование коллегий из 12 человек, оплата их работы и охрана в более, чем шести с половиной сотнях судов страны потребуют колоссальных усилий и средств. Выбор пал на один из европейских континентальных вариантов: двое судей и трое присяжных. Действовать все это будет по требованию обвиняемого  и только в процессах, где в качестве наказания предусмотрено пожизненное заключение.
Но в отличие от англосаксонской системы отдельной коллегии присяжных, которая решает только «вопрос факта» (было ли совершено преступление, участвовал ли в нем обвиняемый, виновен ли он), европейский (а теперь и  украинский) вариант предусматривает создание единой коллегии из двух профессиональных судей и трех присяжных (в германском праве именуемых шеффенами, т. е. создателями порядка), которые совместно ведут процесс и выносят приговор.
А это внешне уже напоминает подзабытую ныне систему советских народных заседателей, что и вызывает у знатоков «украинского менталитета» вполне оправданные опасения.

Расстрелять... дважды!
Некоторые истории с участием народных заседателей судьи сегодня вспоминают с улыбкой, хотя тогда им было вовсе не до смеха.
Избранные коллективами предприятий так называемые активные общественники (учтите, что в те времена, как и сейчас, не каждый захотел бы отпустить на неопределенное время хорошего специалиста - план «горел» постоянно) - символизировали прямое участие народа в судебной власти.
Для судей же такой символизм зачастую превращался в «стихийное бедствие». И хорошо, если в прошлом у какого-нибудь заседателя не было недоразумений с уличными хулиганами, потому что в противном случае о жалкой «мелочи» в два-три года лишения свободы для обвиняемого бузотера-забияки, который теперь стоял перед ним в зале суда, не могло быть и речи: ясное дело - «расстрелять!».
В результате, судья за час-другой отписывал по всем правилам мотивированный приговор, а затем полдня уговаривал коллег-заседателей подписать его, разъясняя им нормы законов и убеждая в справедливости решения. Он помнил о своей профессиональной ответственности в случае отмены неверного приговора судом вышестоящей инстанции, в то время как  для заседателей это было лишь нечто вроде «приключения», о котором можно рассказать дома на кухне.

Судить будут люди со здравым смыслом и жизненным опытом
Механизма поиска присяжных пока нет. Предполагается, что по представлению государственной судебной администрации местные органы власти будут готовить кандидатов из числа избирателей, которые проживают в зоне юрисдикции соответствующего суда.
В отличие от профессионального судьи, присяжный может не знать законодательства. Его «инструменты» - здравый смысл и жизненный опыт. Но кто и по каким критериям определит их наличие у кандидата? Ни диплом вуза, ни солидный возраст не дают стопроцентной гарантии. Квалификация экзаменаторов в местных советах также вызывает большие сомнения.
Заманчиво, конечно, «свалить»  эту работу на какую-нибудь комиссию суда, но тут уж самый объективный вершитель правосудия подсознательно постарается выбрать «управляемых присяжных», которые, как минимум, не будут мешать проводить процесс.
Попытка выяснить мнение судей о внедрении системы присяжных в новом УПК неизменно приводила к безапелляционному утверждению: не будет эффективных стандартов отбора присяжных, все скатится к старой системе народных заседателей.

«Лед тронулся, господа присяжные заседатели!»
А что же сами потенциальные кандидаты в присяжные!? Согласны ли они исполнить свой гражданский долг и участвовать в судебных процессах?
Небольшой «социологический опрос» среди двух десятков друзей и знакомых дал весьма интересные результаты. Почти все, люди с дипломом о высшем образовании, солидным жизненным опытом, люди, которые заинтересованы в стабильной процветающей стране и  беспокоятся о будущем своих детей, определенно сказали... «нет!».  И только один из опрошенных, бывший наш соотечественник, а ныне гражданин Канады, уверенно согласился и добавил, что в случае, если выбор падет на него (в Канаде кандидатов в присяжные определяют с помощью специальной компьютерной программы), то, несмотря на затраченное время и невысокую правительственную оплату, он готов добросовестно «на полную» отработать в коллегии присяжных.

Присяжные займутся «пожизненной» статьей
Несколько странно, что новый УПК предусматривает участие присяжных только в делах, где предполагается наказание в виде пожизненного заключения и степень ответственности за приговор особенно высока.
Отложим дискуссии о смертной казни. По большому счету между расстрелом и упаковкой в «каменный мешок» навсегда принципиальной разницы нет. И в том, и в другом случае результат - ликвидация, то есть удаление преступника из общества. Согласитесь, непростое решение даже для волевого высокопрофессионального  судьи. Так что цена проблемы квалификации «создателей порядка» и возможных судебных ошибок в случае формального подхода к внедрению суда присяжных малой не будет.

Юрий ТОНКОШКУР,
«Николаевские новости»