Вожди и их портреты на свалке

Комментарии:
Николаевцы не долюбливали ни царя, ни Сталина, ни Хрущева...
 Портрет государя императора был необходимым атрибутом различных учреждений дореволюционного Николаева. Под изображением царя проходили празднества, торжественные собрания, всевозможные официальные мероприятия. Но ход первой мировой войны основательно подорвал престиж династии Романовых, и на портрет Николая Второго взирали без прежнего благоговения.
Татьяна Владимировна Рюмина, происходившая из старинного дворянского рода, вспоминала, как во время войны Николай Второй посетил Николаев. Девочки из второй женской гимназии должны были приветствовать царя с букетами цветов. Мать Татьяны Владимировны вручила ей  для этого какой-то плохонький букетик. Девочка стала сетовать на то, что у нее будут такие некрасивые цветы.
- Лучших император не заслужил, - ответила мать.
Революция превратила портреты царя в клочья. Их рвали, топтали ногами, сжигали. В помещениях появились новые портреты -   изображения  революционеров.
1918 год принес Николаеву австро-германскую оккупацию. Однажды в какой-то  политический клуб явилась группа немецких солдат во главе с лейтенантом. На стене клуба висел портрет Карла Маркса. Увидев его, лейтенант вытянулся, щелкнул каблуками и отдал честь. Как оказалось, он состоял в партии германских социал-демократов и очень уважал вождя мирового пролетариата.
После гражданской войны изображения деятелей революции можно было видеть где угодно. Даже на папиросных коробках красовались лики вождей. Ясно, что пустые коробки выбрасывались, валялись на николаевских улицах, на них наступали ногами,  и бывшие представители буржуазии и дворянства зло шутили по этому поводу.
А затем пришли времена, когда портреты целого ряда политических, военных лидеров стали уничтожать, объявляя, что они оказались ужасными врагами народа. Зато лик товарища Сталина можно было видеть не только в официальных учреждениях, но и в домашних интерьерах николаевцев.
Но затем грянули времена разоблачения культа личности, и портреты генералиссимуса оказались под запретом.
Как-то в одну из сельских библиотек приехала с проверкой важная сотрудница отдела культуры. В библиотеке не было никаких следов Сталина: ни его портретов, ни его произведений. Выходило, что молоденькая заведующая библиотекой тщательно выполнила все указания относительно искоренения памяти о   великом  гении. Закончив осмотр книжного фонда, инспектор вышла на улицу и прошлась по двору. Заглянула в сарай. При этом увидела, как побледнела заведующая. Подойдя к дровам, громоздящимся в углу, проверяющая стала их… разбрасывать. И обнаружила собрание сочинений Сталина, спрятанное от проверки.
- Под суд пойдешь, негодница! - заверещала инспектор и стала распекать юную сталинистку.
Теперь везде висели портреты Хрущева - главного разоблачителя Сталина. Это продолжалось до известного пленума ЦК, который отправил Никиту Сергеевича на пенсию. Когда в Николаеве стало известно о решении пленума, началось устранение многочисленных изображений Хрущева, а также его произведений.

Вячеслав ЧУНИХИН, краевед