Как повеселиться на Масленицу

Комментарии:
Перед Великим постом можно «крестить колодку», печь блины и просить прощения у близких, катать на санках тещу...
 С 20 по 26 февраля православные и греко-католики отмечают Мясопустную неделю - последнюю неделю перед началом Великого поста. Народное название этого праздника - Масленица. Причем многие традиции празднования Масленицы уходят корнями в далекое языческое прошлое, когда этот праздник символизировал проводы зимы. Причем гуляния на Масленицу всегда были шумными, многолюдными и веселыми. Недаром ведь говорят: «Не жизнь, а Масленица - неделю гуляет». Впрочем, у каждого праздника есть свои особенности.

Блины, вареники и водка
Считается, что на Масленицу нужно есть блины. Это - одно из древнейших украинских обрядовых блюд. Блины к празднику готовили из самой разной муки (пшеничной, гречневой, овсяной), но обязательно подавали с маслом, что, собственно, и дало название празднику.
Впрочем, украинцы в старину готовили на Масленицу не только блины, но и вареники с творогом. При помощи этих вареников даже можно было обнаружить ведьму в своей деревне. Для этого в воскресенье из последнего вареника надо было достать творог, завязать его в кусочек ткани и положить в рот до утра. Утром следовало пойти с творогом за щекой в церковь и отстоять все богослужение, ни разу не пошевелившись. После этого творог надо было спрятать до Пасхи. А уже на Пасху смотреть, кто из женщин первой придет поздороваться. Вот она-то и будет ведьмой. Правда, неизвестно, как часто желающим стать «охотниками за привидениями» удавалось в точности выдержать все условия.
Главным хмельным напитком Масленицы обычно была водка. Так, к примеру, в пятницу, когда зять привозил домой тещу на блины, пили под присказку «чтобы у моей тещи в горле не пересыхало».

Семь дней женского праздника
Один из основных обрядов Масленицы - рождение, жизнь и смерть «колодки» - проводили замужние женщины. В понедельник утром они собирались в корчме и пеленали палку - «колодку». После чего выпивали и поздравляли друг друга с ее рождением. Каждый следующий день вплоть до воскресенья тоже был связан с «жизненным циклом колодки»: во вторник, к примеру, ее крестили, а в пятницу - хоронили. Все эти этапы сопровождались застольями, принимать участие в которых мужчинам позволялось лишь за определенный выкуп (деньгами, водкой, бусами).
Кроме того, колодка была и своеобразным наказанием для парней, которые не спешили жениться: «Не женився єси - то колоду неси». Именно на Масленицу им к левой руке привязывали колодку, украшенную лентами и цветами, лишиться которой можно было только через выкуп. Кроме того, колодки привязывали и к ногам матерей, которые до сих пор не выдали своих взрослых дочерей замуж, а сыновей не женили.
Все обряды с колодками этнографы связывают с культом Колодия - языческого бога брака и взаимопонимания. Считалось, что он опекает супружескую жизнь, оберегает молодых от болезней и несчастий.

Костер  - Марене
Обычно к теще на блины ездили в среду. В этот день вся семья собиралась за столом, «чтобы любимый зять был доволен». А вот в пятницу уже сама теща ездила в гости к зятю на ужин. Причем после угощения зятю надлежало покатать ее на санях по улице. И вот тут все зависело от характера тещи: злую и сварливую везли по ухабам, ласковую - по ровной дороге.
Но самым веселым днем Масленицы всегда было воскресенье. Именно в этот день организовывали массовые гуляния, игры и забавы. В воскресенье сжигали и Марену - пугало, символизирующее зиму. Считалось, что чем ярче будет гореть Марена, тем быстрее придет весна.
В то же время, последний день Масленицы носит название Прощеное воскресенье. Это христианский обряд: накануне Великого поста нужно было обойти всех родственников и соседей, попросив прощения за содеянные грехи. По сути, это одна из немногих традиций Масленицы, связанная не с язычеством, а с христианством.
Вечером в воскресенье праздник заканчивался: спиртное уже не пили, а перед сном тщательно полоскали рот, чтобы «черти не вытащили с зубами творог, оставшийся после Масленицы». И вздыхали: «Масленица, Масленица, как же ты мала. Если б тебя семь недель, а поста одна».


Тереза Маевская,
журналистка