Изгнать куплетиста

Комментарии:
Николаевские хроники начала XX века.
 Война граммофонов
В дореволюционном Николаеве огромной популярностью пользовалась Анастасия Вяльцева – признанная королева эстрады. В разных концах города из граммофонов лились романсы знаменитой Анастасии. Но не все испытывали восторги по поводу певицы. Бывало так, что по соседству с поклонником жанра романса жил человек с другими музыкальными вкусами. И тогда начиналась война граммофонов. С одной стороны звучал голос Вяльцевой, в с другой, скажем, голоса церковного хора. Кончалось это нередко скандалом. Доходило дело до полиции, где каждый из обладателей граммофонов доказывал, что его репертуар лучше.

Переполох на Адмиральской
Шла гражданская война, Николаев жил под властью гетмана Скоропадского. В это время в городе продолжали работать кинотеатры, проходили концерты, танцевальные вечера. Рассказывали, что однажды в гетманскую контрразведку поступила информация, что на город наступают… турецкие войска.
Ошарашенные чины секретной службы бросились выяснять обстановку. Оказалось, что в каком-то доме на Адмиральской улице была устроена костюмированная вечеринка. Несколько человек, одетые в восточные наряды, с чалмой на голове, с бутафорскими саблями вышли покурить на свежем воздухе. Моментально прошел слух, что в Николаеве появились турки. Слух этот быстро оброс самыми невероятными деталями, и николаевцы, склонные к панике в эти тревожные времена, стали передавать друг другу, что к городу движутся части турецкой армии.

Любовь и ветошь
С наступлением нэпа в городе начали гастролировать знаменитости тех лет - Цезарь Коррадо, Ядвига Махина, Федор Августов и другие. На эстраде, в оперетте продолжала сохраняться тематика дореволюционных лет: звучали цыганские романсы, исполнялись танцы апашей, танго смерти, ставились пьесы о великосветской жизни… Это раздражало официальную критику.
В рецензии на «Гусарскую любовь» отмечалось: «Не волнуют аксельбанты, бряцающие шпоры и блестящая пошлость этикета…» И констатировалось, что известный артист Августов выбрал для себя опереточную ветошь.

Отважный Зингерталь
Осенью 1933 года в Николаеве выступал артист одесской эстрады  юморист-сатирик Лев Зингерталь. О нем писал Валентин Катаев в своем романе «Хуторок в степи». Речь шла о выступлении артиста с куплетами, которые были направлены против царского премьер-министра Столыпина:
«Зингерталь «подмигнул… публике и, намекая на Столыпина, вкрадчиво запел: «У нашего премьера Ужасная манера На шею людям галстуки  цеплять». Из-за этого  куплета сам Зингерталь в двадцать четыре часа вылетел из города...»
Как известно, столыпинским галстуком называли виселицу, на которую в то время отправляли противников царского режима.

Вячеслав ЧУНИХИН, краевед