Все чаще раздаются предложения создать «партию переселенцев», или О связи Николаевщины... с Польшей

Комментарии:

Запад на востоке.Памятник Вячеславу Чорновилу в Николаеве с точки зрения стереотипно мыслящего украинца может показаться странным. Как и величественный монумент в виде креста с колоколами, посвященный жертвам Голодомора. Человеку из Киева, Львова или Донецка такие памятники кажутся более характерными для Западной Украины, чем для «красного пояса».
Во время оранжевой революции, когда Украина разделилась между двумя кандидатами в президенты, любознательный глаз, анализируя результаты выборов, мог бы заметить среди характерных для Николаевщины «бело-голубых» избирательных участков присутствие «оранжевых оазисов». Но странным это кажется лишь на первый взгляд.
...В 2011 году исполнилось шестьдесят лет, как из западных украинских земель, которые отошли к Польше, на восток и юг Украины были переселены десятки тысяч людей. Этому предшествовал договор между Польшей и СССР об обмене участками государственных территорий, заключенный в Москве 15 февраля 1951 года. Обе страны договорились, что СССР уступает Польше в порядке взаимного обмена большой участок в Дрогобычской области. Многие переселенцы 51-го года, в основном из Нижне-Устрицкого района, оказались в Николаевской области.
Для меня, ребенка, выросшего на Николаевщине в семье переселенцев, название небольшого местечка Нижние Устрики на востоке современной Польши звучало как «земля обетованная», а река Сян, о которой поют в гимне Украины и на которой родились и выросли мои родители, была для меня настоящим Иорданом. Долгое время это было что-то дорогое, но навсегда потерянное и для меня, и для моих родителей. Вспоминая свою малую родину, они непременно употребляли слово «дома». Место, куда их переселили, было вовсе не такое, как «дома».
Возможно, поэтому к природному трудолюбию переселенцев, воспитанных в религиозных западноукраинских семьях, добавлялось еще подсознательное желание превратить этот серый степной край во что-то такое, что напоминало бы родной край - зеленый.
Родители вспоминали, что переселенцы буквально набросились на работу. На поле, на ферме, на свинарнике - везде слышался необычный для местных людей энергичный мелодичный говор переселенцев. Со временем этог говор вошел в привычку местных, и некоторые из них пользовались им не хуже, чем сами его носители. Пришлись по вкусу южанам и многие западные обряды, например, свадебные.
Переселенцы постепенно тоже привыкли к обычаям местных, но и сегодня вместо русского мата кому-то нехорошему могут традиционно пожелать, чтобы его «шляк трафив» или чтобы к нему «перун стрілив». Что касается языка, то до сих пор люди старшего поколения говорят так, как говорили «дома». Частица «ся» не присоединяется к концу глагола. Вместо полных форм часто употребляются сокращенные: «мі» вместо «мені», «тя» вместо «тебе», «го» вместо «його». Распространенным междометием «но!» в зависимости от обстоятельства и разной интонацией можно выразить самые разнообразные чувства.
Нижние Устрики, ныне Устшики Дольне, с населением около десяти тысяч человек - уютный городок недалеко от украинско-польской границы. Позиционируют себя как место отдыха, особенно зимнего. Нижние Устрики часто называют зимней столицей Подкарпатского воеводства. В городе сохранилась и действует украинская греко-католическая церковь. Ее посещают украинцы, которые каким-то чудом остались или вернулись после переселения домой.
Через шестьдесят лет после переселения мы, более сорока человек из Николаева и нескольких сел Николаевской области, наконец, тоже смогли собраться «домой». Поездка, которая состоялась в конце прошлого лета, запомнится мне надолго. Двумя группами мы выбрались в Польшу на Бойкивскую ватру. Так называют собрание бывших жителей-бойкив. Его уже десять лет организует общество «Устріки», основанное в городе Николаеве Львовской области.
Меня лично очень растрогало, как жители одного села, к которому уже нет подъезда, почти пять километров шли пешком туда и обратно, чтобы только поклониться земле, на которой родились. Поклониться не в переносном, а в прямом смысле. Под старой грушей, три раза. От себя, от тех, кто не смог приехать, и от тех, кто уже никогда не сможет приехать. И еще я не мог не удивиться, как через шестьдесят лет память сохранила образ родного села, которого уже нет. По каким-то мистическим признакам люди вспоминали, где и чья стояла хата... И вообще какая-то загадочная сила чувствовалась в немолодых уже «паломниках».
Темой переселения из Польши в 1951 году, а также в другие годы, в последнее время начали заниматься на достаточно высоком уровне. Ученые готовят докторские диссертации. На мой взгляд, эта тема намного шире. Сделав когда-то «открытие», что в Николаеве много украинцев, я ныне открыл, что здесь довольно большой процент «запада». Идет речь не только о переселенцах из Польши - украинцах, но и об этнических поляках. Если, например, в Николаеве заговорить в какой-то компании на тему Польши, то достаточно часто можно обнаружить, что кто-то из собравшихся тем или иным образом связан с Польшей: то ли родители когда-то были переселены из Польши, то ли бабушка была полькой, то ли есть друзья в Польше, то ли просто любят слушать Марылю Родович, читать Станислава Лема, смотреть фильмы Анджея Вайды.
Об этом «польском факторе» говорили сами поляки в канун последних президентских выборов в Украине. Имея спутниковую антенну, я видел передачи, когда поляки в Польше искренне удивлялись и почти возмущались, почему ни один из кандидатов не обращает внимания на такую значительную прослойку электората, которая запросто может дать заветный процент или два голосов «за».
Будучи немного заангажированным в избирательный процесс, я пытался «докричаться» до некоторых кандидатов и привлечь их внимание к такой категории населения, как переселенцы из Польши и поляки вообще. Никто из тех, к кому я обращался, внимания не обратил. И президентом не стал.
Возможно, поэтому в последнее время все чаще и громче раздаются предложения создать свою партию переселенцев и иметь своего кандидата в президенты. Главную роль в этом деле могли бы действительно сыграть непоседливые и упрямые бойки. Потому что именно из бойков были гетман Петр Конашевич Сагайдачный, Иван Франко, Степан Бандера и Михаил Вербицкий - автор музыки к гимну «Ще не вмерла Україна».

Василий Фляк, внештатный корреспондент