Народные традиции: от Святвечера до Крещения

Комментарии:
В старину хозяйки наводили порядок в хате, а бабушки учили внуков колядовать.
Вот и отгремел в ушах фейерверк новогодней ночи и опустели заготовленные впрок салатницы с «оливье». Но праздники продолжаются! В субботу - Рождество.
В Украине Рождество начинают праздновать в Святвечер - 6 января. А готовиться к этому событию наши предки начинали еще в жатву. Именно с той поры бережно хранили обжиночный Рай-дидух (Дидух), в который втыкали стебли разных злаков (ржи, пшеницы, овса и т. д.) и отбирали мягкое благоухающее сено.
К рождественским праздникам в старину хозяйки наводили порядок в доме - белили хату, расписывали цветами печь, застилали новые или чисто выстиранные скатерки, рядна и полотенца. Обязательно пытались сделать обновки для всей семьи и купить новую посуду.
В подготовке к рождественско-новогодним праздникам были задействованы и стар и мал. Бабушки начинали драть перо на подушки, попутно учили детвору колядовать, щедровать и засевать. Парни и девушки тоже, готовясь к колядкам, собирались вместе, мастерили ритуальные наряды и костюмы. А также распределяли роли: избирали главного атамана («березу»), побажальников (тот, кто будет желать), казначея, михоношу (тот, кто будет носить мешок) и других исполнителей.

Дидух
До тех пор, пока Рай-дидух стоит на покуте, сурово запрещалось выполнять в доме любую работу, кроме ухода за скотом. В эту пору хозяйки даже выносили из жилища веник, чтобы не подметать в доме. Святым называли не только ужин 6 января, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера - 13 января. В эту пору годилось лишь праздновать и не работать.
Место же Дидуха в доме звалось «Раем», потому что там, считали, с этого времени будут находиться души пращуров-покровителей рода и дома. В канун Святой Вечери не гоже было ходить в гости или к другому дому, а также ничего не одалживали. Все пытались быть дома вместе и даже путешествующие предпочитали до этого дня вернуться домой.

Богатая кутья
В канун Рождества - 6 января - (этот день называли Вилия) еще на рассвете хозяин и хозяйка готовили Божью еду - кутью и узвар. Для этого даже дрова в печи укладывались по-особому, и зажигали их «живым огнем» (потерев деревом о дерево, или огнивом).
С кутьи в Святвечер начинали трапезу. Об этом блюде впервые упоминается в начале XII века в Повести временных лет.
В старину кутью готовили чаще всего из пшеницы, реже из ячменя. Зерна толкли в ступке, но так, чтобы не раздробить их, а только содрать шелуху. В более позднее время кутью стали делать из риса.
Для кутьи бралась «непочатая» - набранная до восхода солнца вода, которую, считали, освятил ночью сам бог солнца.
Первоначально кутью готовили с медом или сытой (разведенным медом). Потом начали добавлять маковое молоко (запаренный и растертый мак), изюм, а также измельченные орехи и сахарный сироп.
Продукты, из которых готовится кутья, имеют символическое значение: зерно означает воскресшение жизни. Мед считается символом здоровья и благополучного быта (сладкой жизни). Мак символизирует достаток в семье.
По традиции, на Святвечер должно быть «богато» - 12 постных блюд: кутья, узвар, горох, капустник, рыбные блюда, голубцы, борщ, вареники, блины, каша, пирожки, грибы. После ужина, который длился несколько (3-4) часов, кутью и некоторые другие блюда не убирали со стола, а оставляли для духов, которые будут садиться за Святую Вечерю во второй раз. Для них также ставили стакан воды и чистое полотенце.
И нынешним хозяйкам не следует путать ужин, приготовленный на Святой вечер, и семейный ужин на Рождество Христово. Накануне Рождества церковь предписывала строгий пост, да и в предрождественский день верующим нельзя было есть и пить. Ужин на Святвечер был для них первой трапезой в этот день - так заканчивался
40-дневный предрождественский пост. За стол можно было садиться с появлением на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Христа.
А вот 7 января, на само Рождество Христово, готовят большой семейный ужин. Пост окончился, поэтому на столе могут присутствовать разнообразные мясные блюда: домашняя колбаса, жареный поросенок, свинка, фаршированная гречневой кашей, гусь или утка с яблоками, утка с капустой, студень, окорок, буженина, бараний бок с кашей, а также блины, заливная рыба, пироги и пряники.

И пошла душа
После ужина на Святвечер люди начинали петь колядки, которые еще с дохристианских времен посвящались сотворению Мира, Богу-солнцу, урожайности и приплоду домашней живности. Гадали по стебелькам, которые вытягивали из-под скатерки на столе. Потом родители одаривали детей, гостей и друг друга деньгами и подарками, что символизировало будущий достаток и богатство.
После Святой Вечери и угощений негоже было спать, особенно хозяину и хозяйке, которые ложились отдохнуть одетыми, чтобы не заснуть. Пытались без надобности не выходить из дома или из двора и ничто не занимать до утра. Лишь дети могли отнести обрядовую еду дедушкам, бабушкам или крестным, которые жили рядом.
Окошки жилищ всю ночь сверкали светом, потому что и свечи не гасили на Святой Вечер, они сами должны были догореть полностью. Все разговоры велись спокойно, почтенно и касались они предков рода и хозяйства. Нельзя было злиться, ссориться, говорить что-то плохое, потому что это могло сбыться, поскольку в эту ночь злые духи, ведьмы и другие недобрые силы блуждали под окнами и все слышали.
Под утро до восхода солнца начинали ходить мальчики-виншувальники (девочкам ходить с приветствиями не годилось). Виншувальникам очень радовались, потому что хозяева переживали, чтобы первой в дом не пришла особа женского пола. Потому радостно одаривали ребят деньгами и гостинцами (конфетами, яблоками, орехами, кнышиком и прочими вкусностями).

Рождество
7 января праздновали первый день Рождества Христова (годилось отмечать три дня - с 7 по
9 января). Утром вся семья шла в церковь на праздничную молитву, которая посвящалась воспоминаниям о рождении Иисуса Христа. Возвращаясь из церкви, люди радостно здоровались:
- Христос родился!
- Славимо его!
Или
- Со Святым Рождеством, будьте здоровы!

Святки-гадалки
С этого дня и до самого Крещения продолжались Святки - время особенно веселых молодежных вечеринок, если так можно выразиться, игр, посиделок, катания на льду и прочих забав. При этом дни с Сочельника до Нового года назывались Святыми вечерами, а с первого дня Нового года до Крещения - страшными вечерами. В эти дни особенно берегли скот от порчи; зато именно у хлевов устраивались самые «правильные» гадания: считалось, что именно там в эти ночи бродит нечистая сила, которая может открыть судьбу.
С этого вечера и до вечера на 18 января была неделя активных святочных гаданий. Гадали при свете лучины, в избах, собираясь на девичники, гадали у бань и амбаров, гадали, выходя на проезжую дорогу…