Мертвецы там правят бал!..

Комментарии:
Николаевские криминальные хроники начала XX столетия.
Оперуполномоченный ГПУ товарищ Виктор на конспиративной квартире слушал доклад секретного сотрудника, работавшего под псевдонимом Кавалерист.  Этот Кавалерист видел скептическую усмешку на лице товарища Виктора, говорил неуверенно и, в конце концов, умолк.
- Ты парень вроде бы толковый, а сейчас несешь черт знает что, - сказал оперуполномоченный.
- Я передаю то, что говорят люди, - с обидой возразил секретный сотрудник. - Рассказывают, что в этом доме ночью играет музыка; заглянут в окна, а там огни чуть горят и мертвые танцуют…
Товарищ Виктор помолчал, а затем раздраженно заговорил:
- Тридцать два года живу на свете. Сказок наслушался множество. Но разве можно такие сказки докладывать руководству? Что я скажу начальнику окротдела? Что в Николаеве мертвецы устраивают по ночам балы? Да он меня из кабинета выгонит!
- Зачем сразу докладывать, давайте вначале проверим, - предложил Кавалерист.
Оперуполномоченный встал из-за стола, прошелся по комнате. Затем достал из шкафа план Николаева и развернул его перед Кавалеристом:
- Показывай, где находится твой дом с мертвецами.
Через несколько дней товарищ Виктор и секретный сотрудник сидели в засаде у таинственного особняка. Время было позднее, окрестности давно погрузились во мрак и тишину. Вдруг в окнах  мелькнул свет, через некоторое время послышалась приглушенная музыка. Оперуполномоченный и Кавалерист начали красться к дому, припали к стенам, а затем товарищ Виктор осторожно заглянул внутрь. Присмотрелся и… поднял руку, чтобы перекреститься - под звуки танго в просторной комнате двигались усопшие. Оперуполномоченный видел в полумраке фраки кавалеров и бальные платья дам, а главное, черепа, скалившие зубы в жутких усмешках.
Вспомнив, что состоит в партии большевиков, товарищ Виктор отставил сотворение святого креста и схватился за кольт. Рядом Кавалерист с перекошенным лицом потянул из-за пазухи свой пистолет.
- Товарищ Виктор, - забормотал он, - может, подмогу вызовем?
- Какая подмога, я Перекоп штурмовал, на пулеметы во весь рост поднимался, а тут отступлю перед какой-то чертовщиной?! - бешеным шепотом ответил оперуполномоченный. - Вперед, разгромим это проклятое кубло!
И он бросился к двери, ворвался в дом, побежал по темному коридору на звуки музыки. Вот и зал, где движутся бальные пары.
- Гепеу! - крикнул товарищ Виктор, - все арестованы!
Музыка смолкла, вспыхнул свет. Оперуполномоченный вгляделся в лица собравшихся и… захохотал.
На следующий день он докладывал начальнику окружного отдела ГПУ:
- Образовалась компания молодежи, собиравшаяся для всевозможных развлечений. Кто-то предложил для оригинальности гримировать лица под черепа и танцевать танго смерти - был такой эстрадный номер еще до революции. Ну, и веселились несколько ночей, пока мы не вмешались.
- Затейники, черт бы их побрал! - бросил начальник и взялся за бумаги. - Ну, иди, не забивай мне голову разной ерундой.

Вячеслав ЧУНИХИН, краевед