Атомная энергетика: вчера, сегодня, завтра

Комментарии:

Осень 2011 года - юбилейная для Государственного предприятия Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом». Объединяющая все атомные мощности страны, НАЭК «Энергоатом» 17 октября отпраздновала 15-летие.Что ж, прекрасный повод поговорить о достижениях украинских атомщиков, о перспективах дальнейшего развития НАЭК «Энергоатом», о месте и роли атомной энергетики в современной Украине.
Тем более, для Николаевщины тема развития атомной отрасли отнюдь не из досужих. Ведь Южно-Украинская атомная электростанция является одним из крупнейших предприятий области. Станция - главный объект Южно-Украинского энергокомплекса. Сам же комплекс включает, кроме ЮУАЭС, Александровскую малую гидроэлектростанцию (ГЭС) и Ташлыкскую гидроаккумулирующую электростанцию (ГАЭС). Комплекс - единственный в Украине, объединяющий базовые ядерные и маневренные гидроаккумулирующие мощности.
Впрочем, поговорим обо всем по порядку.

НАЭК «Энергоатом»: история, факты, цифры

На середину 90-х годов прошлого столетия пришелся пик кризисных явлений, вызванных распадом СССР и переходом от командно-административной к рыночной модели экономики.
Кризис затронул все отрасли экономики. Энергетика - не исключение. Веерные отключения электроэнергии стали одним из символов того времени.
С другой стороны, именно в середине 90-х были предприняты шаги, позволившие стране начать движение вперед. Одним из таких шагов и стало решение о создании НАЭК «Энергоатом». Учредив компанию, взявшую на себя управление всеми действующими на тот момент атомными станциями Украины, государство, тем самым, четко определилось по двум ключевым позициям:
1) Атомная энергетика страны, тесно «вплетенная» в советскую экономическую географию, взяла курс на развитие в качестве самостоятельной и самодостаточной отрасли. Параметры этого развития определяются, в первую очередь, национальными интересами Украины.
2) Атомные мощности остаются в руках государства.
Вместе с тем, в этом решении был и определенный риск. По крайней мере, с точки зрения тогдашних представлений об оптимальных путях развития отечественной экономики. Ведь именно тогда сформировался стереотип, согласно которому государственное управление предприятием - синоним управления неэффективного.
Следовательно, перед «Энергоатомом» стояла не только непосредственная задача - эффективное управление атомными мощностями страны, но и, если можно так выразиться, мировоззренческая. Компания «в догрузку» получила миссию реабилитации реноме государственного управления.
«Энергоатом» с обеими задачами справился блестяще. О том, что опыт концентрации энергетических мощностей в руках государства оказался успешным, свидетельствовали активные усилия правительства по объединению активов в других отраслях энергетики, предпринятые во второй половине 90-х годов ХХ столетия.
А об успехах НАЭК на ниве непосредственного приложения усилий говорят факты и цифры.
Вот только наиболее яркие из них:
В 2004 году достроены и введены в действие второй энергоблок на Хмельницкой и четвертый - на Ровенской АЭС.
Выполнен комплекс мероприятий на Ровенской АЭС, что позволило на 20 лет продлить сроки эксплуатации первого и второго блоков станции.
С 2005 года на Южно-Украинской АЭС начата экспериментальная эксплуатация американских тепловыделяющих сборок (попросту - ядерного топлива), поставляемых компанией Westinghouse; в 2008 году подписан пятилетний контракт на ежегодную поставку трех партий топлива от американских партнеров.
В 2001 году началась опытная, а в 2004-м - промышленная эксплуатация сухого хранилища отработанного ядерного топлива на Запорожской АЭС; это - первый введенный в работу объект такого класса на территории постсоветского пространства.
С 1996 по 2010 год суммарная мощность атомных энергоблоков выросла с 11,88 до 13,83 мегаватта.
Более 47% производимой в стране электроэнергии генерируют атомные станции.
За период с 1996 года по 2010-й количество нарушений в работе энергоблоков уменьшилось с 82 до 22.
Летом 2011 года украинские атомщики были приняты в Европейский ядерный форум (FORATOM). «Вступление Украины в FORATOM предполагает возможность вместе с нашими европейскими коллегами защищать и продвигать свои интересы на рынке Европы», - заявил по этому поводу президент НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский.
Украина занимает пятое место в Европе и восьмое - в мире по уровню установленной мощности АЭС.

Безопасность - превыше всего

Распространенным является мнение, что некоторые открытия науки были «преждевременными», то есть такими, к которым человечество еще не готово. И среди таких открытий чаще всего называют ядерную энергию. Определенная логика в таком утверждении, наверное, существует. Американские бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, угроза ядерной войны между СССР и США во время Карибского кризиса 1962 года, аварии на АЭС в Чернобыле и Фукусиме говорят в пользу вышеприведенной оценки.
Но еще больше правы те, кто утверждает: обратного пути уже нет. Контраверсионное открытие не «закроешь». Человечество обречено жить и развиваться в ядерном мире. И только от человека зависит, насколько успешным будет его сосуществование с пробужденной энергией атома.
Мировое сообщество тратит огромные усилия, направленные на нераспространение ядерного оружия. Украина, кстати, стала единственной страной, добровольно отказавшейся от ядерного оружия.
А использование «мирного атома» в нашей стране находится под беспрецедентно пристальным вниманием международных организаций, отвечающих за ядерную безопасность. Во многом, это внимание обусловлено тем, что именно на территории нашей страны - в Чернобыле - случилась самая трагическая авария в истории атомной энергетики. Есть, правда, мнение, что после Фукусимы в этом грустном «рейтинге» произошли изменения…
Впрочем, это не те «достижения», которыми стоит «мериться». Важно то, что украинские атомщики зачастую сами выступают инициаторами усиленного контроля со стороны международных организаций над ядерными объектами страны. В частности, именно Украина была одним из инициаторов совместного с Европейским Союзом и Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) проекта комплексного мониторинга безопасности АЭС.
Украина же первой прошла мониторинг. И получила положительные заключения экспертов по абсолютно всем направлениям безопасности.
Согласно Закону Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности»,
НАЭК «Энергоатом» отвечает за безопасность действующих атомных станций. А непосредственно политика безопасности украинских АЭС на сегодня определяется «Комплексной (сводной) программой повышения безопасности энергоблоков АЭС Украины на 2011-2017 гг.» (КсППБ). Программа была введена в действие минэнерго с учетом всех новейших требований к безопасности ядерных объектов, а также с учетом самых современных подходов к обеспечению надежной работы атомных станций.
«После завершения КсППБ на АЭС будет улучшен уровень безопасности, что, в частности, означает снижение рисков инцидентов и аварий, которые потенциально могут повлиять на здоровье персонала и населения. Кроме того, снижение рисков аварий снизит уровень стрессовых нагрузок, связанных с работой или проживанием вблизи АЭС, что позитивно повлияет на психологическое состояние работников и населения прилегающих территорий», - говорится в заявлении НАЭК «Энергоатом», посвященном введению в действие КсППБ.
Сами украинские атомщики сознаются, что в комплексе мероприятий по безопасности учтены даже ситуации, теоретическая вероятность которых стремится к нулю. Просчитываются, например, действия даже в случае, если вдруг активная зона реактора будет «атакована» смерчем. Разве что вероятность цунами не учитывается. Впрочем, такое природное явление на Днепре невозможно. Не говоря уж о Южном Буге…
Политика безопасности НАЭК базируется не только на жестком контроле над работой атомных объектов. Не менее энергичные усилия прилагаются к созданию условий, при которых аварийные ситуации были бы исключены.
Не секрет, что важнейшим фактором риска является фактор «человеческий». Ведь незначительная ошибка оператора может дорого обойтись для всей страны. Именно поэтому в компании создана Система подготовки персонала атомных станций. Нормативная база подготовки персонала разработана в соответствии со стандартами мирового уровня. Компания за свой счет проводит учебу, подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников.
Важнейшим элементом политики безопасности является то, что на каждой АЭС созданы учебно-тренировочные центры, в которых персоналу предоставлены все условия для учебы, повышения квалификации и профессионального роста.
Высшим воплощением этого направления политики безопасности станет создание Национального центра подготовки ремонтного и руководящего персонала при Запорожской АЭС. В Центре будет построен натуральный тренажер, идентичный атомному блоку типа ВВЭР-1000. Персонал всех АЭС Украины получит возможность в условиях, максимально приближенных к реальным, отрабатывать навыки работы как в спокойном режиме, так и в условиях нештатных ситуаций.
Этот масштабный проект «Энергоатом» реализует совместно с Еврокомиссией, которая выделяет 14 млн. евро на приобретение технических средств для тренажера. А прототипом для запорожского Центра был выбран учебный комплекс японской компании Kansai Electric Power.
Центр позволит одновременно заниматься 150 человекам за смену и провести аттестацию и переподготовку всех сотрудников отечественных атомных станций.
Если говорить о политике безопасности НАЭК «Энергоатом» в целом, то она заслуживает высочайшей оценки, подтверждение чему - приведенные выше цифры весьма заметного (почти в четыре раза!) сокращения количества нарушений в работе атомных реакторов Украины.

Стратегия развития ядерной отрасли: курс на диверсификацию

Атомная энергетика имеет стратегическое значение для нашей страны. И оно обусловлено не только тем, что на атомных станциях генерируется почти половина вырабатываемой в стране электроэнергии. Украина - страна энергодефицитная. Нам приходится закупать углеводороды. А в условиях постоянного роста цен на нефть и природный газ страна просто не имеет другого пути, кроме как искать альтернативные источники обеспечения энергобезопасности.
Электроэнергетика дает такую возможность. Более того, Украина в состоянии производить электроэнергии больше, чем ей нужно для собственного потребления. Следовательно, есть перспективы расширения украинского присутствия на внешних рынках.
Но проблема в том, что большинство отечественных гидроэнергетических мощностей близки к выработке своего ресурса. Атомная же энергетика, наоборот, динамично развивается. В «Энергоатоме» не без гордости отмечают:
НАЭК стала единственной энергетической компанией страны, нарастившей свои мощности.
Более того, в перспективе - дальнейший рост. В частности, украинские атомщики сейчас сосредоточили усилия на достройке 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС. Ожидается, что на месте еще советских «долгостроев» будут работать современные энергоблоки, которые позволят решить проблему энергодефицита в Центральной Украине, а также - увеличить экспорт электроэнергии в Европу. Как следствие, Украина получит дополнительные возможности для энергетического диалога с Европейским Союзом и - дополнительные ресурсы для реальной, а не декларативной европейской интеграции.
Впрочем, «Энергоатом» имеет не менее амбициозные планы по сотрудничеству и с двумя другими важнейшими для Украины мировыми центрами - Россией и США. Более того, эти планы находятся на стадии осуществления. И в обоих случаях способствуют не только повышению эффективности двустороннего сотрудничества, но и укреплению энергетической безопасности страны.
Как это удается? «Очень просто», - хотелось бы сказать. Но на самом деле - совсем не просто. За каждым проектом - годы работы, сотни, а то и тысячи раундов переговоров на всех уровнях.
Впрочем, перейдем к конкретным воплощениям сотрудничества. НАЭК «Энергоатом» с первых дней работы одной из важнейших задач считает диверсификацию источников поставки топлива для атомных реакторов Украины.
Естественно, что основным поставщиком тепловыделяющих сборок (ТВС) для украинских атомных станций являются российские партнеры - компания «ТВЭЛ». Естественно - потому, что на сегодня Украина использует только реакторные установки советского образца, ВВЭР-440 и ВВЭР-1000. Производство ядерного топлива для реакторов такого типа сосредоточено в России.
Но растущие потребности ядерных отраслей двух стран, а также желание создать конкурентную среду стимулировали украинских атомщиков сначала к поиску альтернативных источников топлива, а затем - к идее постройки отечественного завода по производству ТВС.
Первое направление проявилось в сотрудничестве с американской компанией Westinghouse. Еще в 2000 году правительства Украины и США подписали соответствующий договор. И после длительного подготовительного периода в 2005 году стартовала экспериментальная эксплуатация американских ТВС в «смешанной активной зоне» третьего энергоблока Южно-Украинской АЭС. Тепловыделяющие сборки Westinghouse используются одновременно с российским топливом. Но уже в 2013 году планируется полностью загрузить энергоблок №3 ЮУАЭС американским топливом. А продукция Westinghouse, между тем, получив хорошие эксплуатационные оценки, уже используется и в активной зоне реактора энергоблока №2  ЮУАЭС.
Но, тем не менее, украинские атомщики стремятся «замкнуть» ядерный цикл в своей стране. С этой целью и была выдвинута идея постройки собственного завода по производству ядерного топлива. Соответствующая задача была поставлена правительством еще в 1995 году в Комплексной программе создания ядерно-топливного цикла в Украине.
Объективным основанием постановки такой задачи является наличие урановых месторождений в Украине, высокие потребности атомных станций в ядерном топливе, наличие соответствующего научно-технического потенциала.
Но путь к собственному производству ТВС оказался неблизким. Длительные согласования на международном уровне, тщательная научно-технологическая подготовка, поиск партнеров привели к тому, что только в 2010 году был проведен конкурс по отбору технологии производства ядерного топлива для реакторов ВВЭР-1000.
Межведомственная конкурсная комиссия определила победителем компанию «ТВЭЛ». Именно россияне предоставят Украине технологию производства ядерного топлива. Планируется, что уже в 2021 году реакторы ВВЭР-1000 (реакторы этого типа составляют большинство на украинских АЭС) будут обеспечены топливом отечественного производства.
Еще один шаг к созданию «замкнутого» ядерного цикла - постройка хранилищ отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). В 2001 году началась опытная, а в 2004-м - промышленная эксплуатация сухого хранилища ОЯТ на Запорожской АЭС. За все время работы СХОЯТ не было зафиксировано ни одного нарушения параметров безопасности. В перспективе - создание еще одного хранилища - в Чернобыльской зоне отчуждения. Централизованное хранилище сможет принимать отработавшее топливо со всех станций страны. В ЦХОЯТ, проект которого реализуется совместно с американской компанией Holtec, будут применены технологии, позволяющие увеличить барьер безопасности.
Хранение отработавшего ядерного топлива на своей территории, кстати, - общая тенденция для всех ядерных держав. Дело в том, что сейчас в мире ведутся исследования, итогом которых должна стать разработка технологий, позволяющих более полно использовать ядерное топливо. Ведь в реакторах нынешнего поколения используется только 5% тяжелых металлов.
Сегодня в НАЭК «Энергоатом» уже фактически не вспоминают о юбилейной дате. Зато много и охотно работают над планами на будущее. В компании подчеркивают, что именно с атомной энергетикой Украине следует связывать свои энергетические перспективы. Ведь это - наиболее прогрессивный способ генерации энергии.
Ряд стран декларируют намерения отказаться от атомной энергетики, поскольку считают, что связанные с ней риски слишком велики. Украина же в лице «Энергоатома» избрала другой путь: развитие отрасли при условии опережающего развития технологий безопасности. И такой подход нам видится наиболее перспективным, ответственным и стратегически оправданным.

Александр
МАЛЬЦЕВ