По понятиям уголовников, внести свою лепту в воровской общак - святое дело

Комментарии:
За последние два десятка лет в местах лишения свободы уже четко налажена работа по взаимопомощи криминалитета, имеющая довольно разветвленную систему сбора, накопления и использования  материальных ценностей, прежде всего денег. Воровской общак.
Такая система уже начала формироваться не только в СИЗО, колониях и больницах для осужденных, но и на воле. «Общак» предназначен  для обеспечения продуктами, предметами первой необходимости, а также спиртным и наркотой лидеров преступных группировок и их «шестерок», находящихся под следствием в ИВС и СИЗО, на лечении, а  также отбывающих наказание в  колониях и тюрьмах. Каждый зэк обязан вносить минимум «десятину» с отоварки в зоновском ларьке. Прежде всего, это чай и сигареты. Их затем по своим каналам - через продажных контролеров или раздатчиков пищи передают в ШИЗО (штрафной изолятор) или ПКТ (помещение камерного типа) для содержащихся там  злостных нарушителей режима.
Кроме того, осужденные вносят в «общак» установленный процент от поступающих на их счет денежных переводов и азартных игр на деньги. А умельцы сдают в него чеканки, нарды, иконы, трубки для кальяна, набалдашники для рычага переключения скоростей автомобилей, кухонные ножи и топорики с наборными ручками, другие оригинальные изделия, которые затем можно продать за зоной. А вырученные за это добро деньги затем поступают все в тот же «общак».
Кстати, по воровским понятиям внести свою лепту в него - святое дело. А зэков, которые отказываются платить дань, ждет расправа. Для этого в каждом отряде из числа проверенных людей, живущих по «понятиям», назначаются от двух до пяти сборщиков податей. А уже на уровне колонии воровской сходкой назначается «смотрящий».     
За счет средств, которые аккумулируются в «кассах», в случае острой необходимости оказывается материальная помощь семьям  осужденных, прописаны  «гонорары» адвокатам, нотариусам, продажным чиновникам.
В последнее время из-за ужесточения борьбы правоохранителей с преступностью в криминальном мире начали создавать различные «кассы» для обслуживания уголовников, попавших в сложное материальное положение. К основным источникам их формирования относятся добровольные вклады карманных и квартирных воров, мошенников, сбытчиков наркотиков, грабителей, рэкетиров, поборы с лиц, работающих в теневом секторе бизнеса. А также тех, кто работает без соответствующего разрешения и патента: врачей, занимающихся частной практикой на дому, владельцев баров, ресторанов, залов игровых автоматов, компьютерных клубов.
В местах лишения свободы «общак» находится у «казначея». Был такой «казначей» по кличке Сибиряк и в колонии, где я работал. Уже после освобождения он признался мне, что в далекие уже 80-е в этом  «общаке» находилось более 20 тысяч советских рублей - цена двух новеньких «Волг»! «Казначей» отвечал за сохранность этой «кассы» под страхом смерти.
Существуют и другие своего рода кассы взаимопомощи уголовным элементам. При взятии ими оттуда определенной суммы заранее оговаривается срок ее уплаты целиком или по частям. Обычно деньги,  полученные из такой  кассы, используются на «организационные» мероприятия:  устройство сходок, встречу освободившегося из колонии лидера преступного мира и организацию его досуга.
Кстати, дальновидные криминальные авторитеты для пополнения воровской кассы уже не довольствуются банальным рэкетом. Они постоянно ищут новые источники пополнения общака. В городах это поборы с торговцев на автомобильных, оптовых, овощных рынках, с владельцев АЗС, аптечных киосков, массажных кабинетов и салонов красоты, пунктов приема металлолома, а также владельцев саун, на базе которых содержатся подпольные бордели. А с недавних пор щупальца «авторитетов» дотянулись и до сельской глубинки. Посланные ими уголовники наезжают на руководителей сельхозпредприятий, фермеров и арендаторов. Мзда взымается как наличными деньгами, так и натуроплатой: зерном, подсолнечником, мукой, сахаром, маслом. Это добро потом продают на городских рынках. Обложенных данью людей предупреждают, что в случае обращения в правоохранительные органы «доносчиков» ждет расправа. И те предпочитают в милицию не обращаться. А зря.

Владимир ЗАЦЕРКЛЯНЫЙ, член Национального союза журналистов Украины, Центр общественных связей УМВД области