Как будет жить малый бизнес: все новинки

Ставки единого налога снизят, обороты поднимут, а свидетельство сделают вечным. То, чего так долго ждали украинские предприниматели, наконец-то произошло: в конце октября Рада приняла закон №8521 «Про внесение изменений в Налоговый кодекс Украины и других законодательных актов относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности». Из Налогового кодекса Украины, во-первых, исключены наиболее одиозные нормы, блокирующие работу трети предпринимателей (теперь можно будет вновь работать с юрлицами), во-вторых, в нем прописаны новые правила, упрощающие жизнь микробизнесу. Например, если сейчас годовой оборот равен 500 тысячам гривен, то с 1 января его увеличивают в шесть раз - до трех миллионов. А ряду предпринимателей отчитываться можно будет не ежеквартально, как сейчас, а раз в год.

Первые впечатления

«Главное изменение состоит в том, что предпринимателей-физлиц, в зависимости от специфики деятельности, поделили на три группы. - озвучил в разговоре с «Сегодня» от лица предпринимателей глава Союза арендаторов и предпринимателей Украины Виктор Хмилевский. - К первой и второй отнесли владельцев микробизнеса, оказывающих услуги для населения (например, сапожной мастерской), рыночных торговцев, небольшие мастерские и других мелких предпринимателей (60-70% всех упрощенцев). Для них облегчили отчетность и снизили ставки налогов.
Должен новый закон обрадовать и единщиков, работающих с юрлицами (их отнесли к третьей группе предпринимателей). Плюсы в том, что отменено требование для предприятий относить затраты на услуги от упрощенцев на прибыль (вместо валовых затрат), в разы повышен размер оборота, разрешено работать с НДС, а сам переход от фиксированного налога (заработал - не заработал, а платить нужно) на процент с оборота является прогрессом. Правда, для работы по новым правилам, скорее всего, придется нанимать бухгалтера.

Как стать единщиком

Чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения с нового года (многие из-за запрета работать с юрлицами в данный момент находятся на общей системе) либо продлить свидетельство плательщика единого налога, нужно подать заявление в налоговый орган по месту регистрации.
Физлица - предприниматели
1-й и 2-й группы, которые подали такое заявление, становятся плательщиками единого налога с первого числа ближайшего месяца после получения свидетельства. А новосозданные субъекты предпринимательской деятельности 3-й группы могут работать на едином налоге со дня регистрации. Как и сейчас, с общей системы налогообложения на упрощенную и наоборот можно перейти лишь один раз в год (не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего квартала).
Отличная новость - свидетельство плательщика единого налога в законопроекте сделали бессрочным. То есть теперь предпринимателям не придется переоформлять его каждый год, как сейчас: прощай, предновогодняя давка и многочасовые очереди в налоговых при подаче заявления до 14-15 декабря. Кроме того, исчезает какой-либо личный контакт инспектора и налогоплательщика - необходимости поздравлять налоговиков с Новым годом ценными подарками (чтобы они продлили свидетельство) теперь не возникнет.

Новые ставки налогов

Размер ставки единого налога для 1-й и 2-й групп предпринимателей привязали к минимальной зарплате, которую поднимают вместе с ростом прожиточного минимума. А вот какой конкретно процент от минималки нужно платить, решают местные советы по месту регистрации предпринимателя - в результате размер единого налога колеблется от 10 до 200 гривен
(см. таблицу), тогда как сейчас нужно платить 20-86 грн. «Единоналожников» никто на освобождает от уплаты единого социального взноса. Кроме того, предприниматели 1-й и 2-й групп должны платить налоги авансом, не позже 20-го числа текущего месяца. Третьей же группе нужно платить процент от оборота в течение 10 дней после подачи налоговой декларации за отчетный квартал.

Особенности работы с юрлицами

Главная новость в том, что запрет относить к расходам предприятия суммы, перечисленные упрощенцам, из Налогового кодекса изъяли. Вместо этого для упрощенцев ввели ограничение по субъектам, которым они могут предоставлять свои услуги.
Первая группа может работать только с населением, вторая - с населением и «единоналожниками». С юрлицами же разрешено иметь дело только представителям третьей группы.
Причем вторая группа, согласно с частью 2 п. 291.4 Налогового кодекса Украины (в редакции от 01.01.2012), не вправе предоставлять плательщикам налога на прибыль услуги, но имеет право продавать товары.
По этому поводу после подписания законопроекта президентом нужно будет подождать разъяснений налоговой службы. Потому как, по идее, этот запрет легко обойти. Например, если услугой является производство программного обеспечения, то можно эту программу записать на диск и продать в качестве товара - такая хитрость применима практически к любому виду деятельности.
Также добавим, что юрлиц в законопроекте обязали отчитываться за каждую, даже мелкую сделку с плательщиком единого налога - все равно, заплатил он или заплатили ему.

Большая часть организаций регистрируется при помощи наемных специалистов (как правило, это фирмы, специализирующиеся исключительно на регистрации юридических лиц (далее «регистраторы»). Считается, что простая и незамысловатая операция. Однако часто приходится наблюдать, как солидные предприниматели в сопровождении своих юристов-профессионалов стоят в очереди за решениями об отказе в регистрации.
В любом случае, регистрационный бизнес в Москве весьма востребован, и большинство организаций создаются при помощи юридических фирм. Специфика работы подобных организаций, как правило, основана на поточном принципе работы, что часто означает отсутствие индивидуального подхода к заказчику, однако это не означает, что наилучшим вариантом остается регистрация ООО своими силами. Кроме того, стоимость услуг регистраторов относительно невысока (по Москве 6-8 тыс. рублей).
Один из вопросов, который вам задаст консультант-регистратор: «Есть ли у вас юридический адрес?». Если вы регистрируете предприятие на конкретное нежилое помещение, вопрос снимается, и, регистратор записывает адрес с ваших слов. Это лучший вариант.

Для работы с НДС нужен бухгалтер

Увы, не все просто с вопросом работы предпринимателя-физлица с НДС. Так, в законопроекте прописано, что с 2012 года получить свидетельство НДС имеют права плательщики единого налога третьей группы. Вроде бы и хорошо, но дьявол кроется в деталях. Так, предприниматель для работы с НДС должен соответствовать критериям, прописанным в п. 181 Налогового кодекса.
Открываем и видим, что, во-первых, добровольная регистрация плательщиком НДС для физлиц не предусмотрена. Лишь как только его оборот в течение года превысит 300 тысяч гривен, он сможет (и деже обязан) зарегистрироваться плательщиком НДС. Чисто теоретически этот вопрос решить не поздно сейчас - в отчете, подаваемом в налоговую в январе за 4-й квартал, написать, что прибыль составила, например, 300 тысяч и одна гривна. Но пока не ясно, будут ли это проверять. Если да, то лучше всего где-то одолжить нужную сумму и заплатить самому себе за услугу на расчетный счет - тогда справка из банка про движение по счету будет железным аргументом того, что вы соответствуете указанному критерию. Отметим, что без свидетельства плательщика НДС юрлица с вами работать будут вряд ли.
Зато, получив долгожданную бумагу, предприниматель сможет претендовать на налоговый кредит и возмещение затрат с НДС. Фактически такие вещи, как топливо, канцтовары, мебель и так далее, будут обходиться намного дешевле (без НДС). То есть, если себестоимость услуги включает какие-либо материальные затраты, работать с НДС и платить 3% от оборота выгоднее, чем оставаться на стандартном едином налоге.
Обратная сторона медали заключается в том, что самостоятельно учет уже вести не удастся - нужно нанимать бухгалтера, отчитываться по НДС, собирать чеки и так далее. Сэкономить на нем можно, обратившись в одну из многочисленных фирм, которые предлагают бухгалтерские услуги на аутсорсинге. Либо скинуться с коллегами и нанять одного бухгалтера на троих.