10 июля

Меньше половины опрошенных 15-летних николаевских школьников считают, что у них хорошее здоровье

 В октябре на заседании постоянной депутатской комиссии Николаевского горсовета обсуждали состояние здоровья наших школьников. Ничего хорошего - больных все больше. В частности, городской педиатр Виктория Замихановская отметила, что среди учащихся все чаще наблюдаем нарушения осанки, больше подростков обращаются к окулисту.
Депутаты постановили проверить освещенность классных комнат. А также добиться стопроцентного прохождения учащимися профилактических осмотров. Узнав о таком «прорыве», захотелось непременно продолжить разговор. Разве это - главная причина подростковых недугов и даже трагических случаев в школах?
Виктория Замихановская поминутно отвлекалась на телефонные звонки либо на заходивших в кабинет посетителей. Однако интервью не прерывала, так как оказалась из тех родителей, которые вместе с детьми корпят над школьными домашними заданиями. И сетовала лишь на то, что по нынешним учебникам взрослому человеку - даже с высшим образованием - невозможно постичь суть пройденного ребенком курса и помочь ему справиться с домашним заданием.
- Виктория Васильевна, в каком состоянии здоровья дети приходят в первый класс, и насколько оно потом ухудшается?
- Всех детей мы делим на три группы: основная, подготовительная и специальная. К первой из них относятся ребята здоровые, без ограничений, скажем, в занятиях физкультурой. Так вот их в начальную школу приходит до 30 процентов. А в старших классах остается менее 20.
- Даже не хочу спрашивать, что происходит с двумя остальными группами... И если треть здоровых детей переходят в категорию «подготовительную» (интересно - куда они готовятся?), то есть все основания для беспокойства.
- По данным Всемирной организации здоровья, только на
10 процентов состояние детей зависит от медицины и наполовину - от родителей, условий проживания и питания. Чаще всего подростков донимают болезни органов дыхания, глаз, сердечно-сосудистой системы и щитовидной железы.
По нашим отечественным нормам, одна медсестра должна обслуживать 700 учащихся, врач - 2500! Да у нас и в поликлиниках не хватает персонала. Во-вторых, таких больших школ в Украине почти нет. Поэтому врач или медсестра могут работать лишь неполную смену.
- Скажите, а медицина может как-то повлиять на сложившуюся в школе практику?
- Одно время не без нашего влияния в школе увеличили количество уроков физкультуры. Но, во-первых, в идеале каждый класс следует делить на три группы - в соответствии с группой физического развития...
-...Где со специальной группой должна заниматься, возможно, медсестра...
- ...А у нас и физруков не хватает. Поэтому после неединичных смертельных случаев первыми под сокращение попали, конечно, уроки физкультуры.
Также врачи-педиатры настаивают, чтобы дети не шли в школу до семилетнего возраста. Ребенок еще не сформировался ни физически, ни психологически. Ведь недаром вслед за врожденными патологиями среди причин детской инвалидности идут расстройства психики и нервной системы. В частности, все чаще врачи сталкиваются со случаями эпилепсии.
- О степени ответственности медиков вы говорили. Кто там следующий?
- Тот, кто записывает ребенка в несколько секций и кружков, где он тоже высиживает часы и часы. И даже кто водит его в спортивную секцию, где отрабатывают удары... по чем попало руками и ногами.  
- Итак, ребенка с патологией медики освободят от физкультуры, пришедшего с синяками из спортзала родители больше не пустят на карате. Однако уставших после пяти-шести уроков школьников мама с папой кнутом и пряником будут заставлять учить уроки. А это еще несколько часов.
Да взрослые сами взбунтуются против государства и олигархов, если их рабочий день растянут до десяти часов! Выйдут на Майдан, не проголосуют за еще вчера любимых кандидатов, придумают еще какие-то меры воздействия. Но не позволят наступать на свои права.
А дети... За них заступиться некому. Разве школа - это труд? Вот корреспондентам платят гонорар за написание статей. А сочинение о творчестве Василя Стуса - это ж... Получается, без гонорара и за труд не считают. Можно каким-либо образом ограничить аппетиты школы на детское рабочее время?
- Медицина здесь бессильна. Только в департаменте образования и науки могут решать эти вопросы. Кстати, вот на днях мы получили из Киева книгу-исследование «Стан та чинники здоров'я українських підлітків». Может, результаты социологического исследования в рамках международного проекта «Здоровье и поведение подростков» как-то повлияют на сложившуюся практику?
В Николаевской области было опрошено около 400 респондентов. В частности, свое здоровье как «отличное» и «хорошее» оценили
70 процентов учащихся. Однако уже лет с 15 таких оптимистов остается меньше половины. И если отлично себя чувствуют 27 процентов шестиклассников, то, став студентами, таковых остается восемь из ста...
Авторы исследования дотошно изучили пристрастия учащихся к курению, алкоголю, наркотикам, отношение к сексуальной жизни, способы проведения досуга и посчитали количество расположенных по соседству со школой магазинов. И только один аспект остался без внимания - продолжительность рабочего дня подростка. Вроде и нет такой проблемы.
Если ребенок не курит, не колется, не нюхает... Кстати, уж эта часть подростков наверняка не то что не корпит над домашними заданиями, но и саму школу посещениями не жалует. Но большинство-то ребят включены в режим практически нерегламентируемой нагрузки - начиная от веса школьных ранцев с учебниками и заканчивая рабочим днем «от 8 до 12». В зависимости от способностей и старательности.
Просмотров:
comments powered by HyperComments