Как правильно «переобуть» авто на зиму

Пришло время менять резину!
Для автомобиля зима начинается не 1 декабря, а в тот момент, когда температура воздуха опустилась ниже 7 градусов Цельсия. К этому моменту шины, изготовленные из резинотехнической смеси для эксплуатации в жару, начинают дубеть. Как следствие - тормозной путь автомобиля резко увеличивается (в зависимости от погодных условий - от 40 до 200%). Кроме того, авто на летней резине заносит в поворотах, возможна пробуксовка на старте: пора переобуваться. Мы узнали, как водителю не допустить при этом ошибок. 

Подбор под дорогу: мягкие - для села, твердые - для города
автошиныУсловно можно поделить зимние шины на две группы. Во-первых, шины среднеевропейского типа, ориентированные на асфальтированные дороги, которые регулярно чистят. Во-вторых, арктические шины (другие названия - скандинавские, нордические), созданные специально для заснеженных и обледенелых дорог. Отличие между ними - твердость материала. Так, арктические шины являются мягкими (от 50 до 55 единиц твердости по Шору - этот параметр выбит на протекторе), что лишь вдвое тверже жевательной резинки.
Колеса первого типа можно рекомендовать городским жителям, где дороги чистят и посыпают солью, то есть авто, в основном, двигается по слякоти. А вот если нужно часто мотаться между большим городом и пригородом, то лучше выбрать арктические колеса. За счет своей мягкости они не дубеют и хорошо цепляются за лед (на водительском сленге такие колеса часто называют «липучками»).
После того, как определили условия езды, обратите внимание на рисунок протектора: на качественной зимней шине должно быть множество прямоугольных шашечек, мелких полосок (ламелей), за счет которых зимняя шина лучше держит дорогу (как бы цепляясь ламелями за малейшие неровности).
Имеет значение и глубина покрышки. Хотя некоторые специалисты и советуют покупать широкие колеса, но из многолетнего опыта для городской езды советую брать узкие и высокие - по законам физики, такая шина сильнее давит на поверхность, а потому управляемость, тормозной путь и характеристики разгона у нее намного лучше. В связи с плохими дорогами выбирайте шину с максимально глубоким протектором для повышения клиренса.

Разница - в рецептуре
Абсолютно все мировые концерны, производящие шины, выпускают и дешевые, и средние по цене, и дорогие модели. На первый взгляд, одинаковые по размеру колеса отличаются незначительно. Однако разница между дорогими и дешевыми шинами является колоссальной даже в том случае, если рисунок протектора схож (либо скопирован).
Все дело в резинотехническом составе. Автомобильная покрышка изготовлена из нескольких десятков компонентов: натуральный и синтетический каучук, сажа, силика, всевозможные химические добавки, содержание которых различается в зависимости от рецептуры смеси. Самая дорогая составляющая - каучук - стоит довольно дорого. Поэтому в дешевых шинах стараются использовать его по минимуму - на ощупь такие покрышки дубовые, пластмассовые, имеют раздражающий запах.
На рынке такого рода шины продаются под китайскими, турецкими брендами, а также от некоторых заводов стран СНГ. Интересно, что для своего уровня цена на них довольно высокая - за одно колесо 14-го радиуса просят порядка 500 грн.
Отметим, что за шины нормального качества (производятся по европейским и японским лицензиям на заводах Польши, Румынии, Чехии, Украины и России) просят примерно на 100-200 гривен больше, а, судя по многочисленным тестам, качество их выше в разы.
Кстати, шипованные варианты дороже обычных на треть. Но покупать их стоит лишь в том случае, если вы живете за городом.

Зимняя резина спасает не всегда
Даже если автомобиль переобут в самую дорогую резину, ездить точно так же лихо, как летом, не стоит. Дело в том, что универсальной резины для зимы не бывает - каждая модель рассчитана на определенные условия эксплуатации, а они в течение сезона могут несколько раз измениться в корне. Например, водитель приобрел шины для езды по льду и глубокому снегу, а внезапно на улице началась оттепель и пришлось ездить по слякоти. Так что каждый раз при выборе безопасной скорости нужно учесть абсолютно все факторы, способные повлиять на безопасность (этого же требуют правила дорожного движения).

Три нюанса переобувки
Несмотря на то, что сегодня шиномонтажные мастерские можно найти на каждом углу, а очередей из желающих сменить летнюю резину на зимнюю пока еще нет, советуем подойти к выбору мастерской ответственно.
Не обувайте там, где купили. Большая часть мастерских не только оказывает сервис, но и продает шины. На первый взгляд - удобно. Приехал на летних, купил, тут же поменяли и даже предложили оставить летние на хранение до весны. Однако у моих знакомых было несколько случаев, когда продавец давал им кривую резину (такой дефект невооруженный глаз не видит), а шиномонтажник этого недостатка «не замечал» и устанавливал неотбалансированные колеса. Результат - проблемы с управляемостью, шум. А причину проблем удавалось выяснить лишь при заезде на другой шиномонтаж.
Смотрите на станки. На плохом оборудовании произвести балансировку невозможно, поэтому внимательно взгляните на инструменты мастеров. Так, балансировочный станок должен быть установлен на бетонной подушке и надежно закреплен - иначе его показания - просто цифры с потолка. А на лапах станка для бортировки шины должны быть специальные пластиковые накладки, позволяющие избежать царапин на диске. Кстати, мастер обязан перед балансировкой помыть колесо, иначе грязь может привести к погрешности показаний оборудования - при больших очередях часто мастера об этом в спешке забывают.
Осторожно, пневмоверт. Откручивать и закручивать гайки мастера могут с помощью пневматики. А вот затягивать - только вручную. Иначе можно ошибиться с центровкой колеса, что повлияет на ходовую.

Кому подойдут всесезонные шины
В украинских автомагазинах сейчас продолжают продавать так называемые всесезонные шины (с отметкой на корде All Seasons). Для потребителя покупка таких колес является довольно привлекательной - весной не нужно будет переобуваться вновь.
Из Европы. Покупать такие колеса можно, но только в том случае, если вы не будете ездить в сильные морозы. Дело в том, что по своим характеристикам - это обычная летняя резина, предназначенная для продажи в странах, где зимы в нашем понимании нет - жутким холодом считается 5 градусов мороза (в Украину такие колеса завозят «серые» дилеры, скупая ее по дешевке в сезон распродаж). Согласно с тестами ряда зарубежных изданий, слякоть такие колеса спокойно выдерживают, а вот уже во время снегопада и на льду их эффективность резко падает.
Также существует ряд всесезонных шин, предназначенных для микроавтобусов и малых грузовиков. Эта техника быстро не ездит, а переобувка экономически нецелесообразна.
Покрышки. В нашей стране до сих пор продаются шины, разработанные еще при Союзе как всесезонные - их выпускают предприятия СНГ. Интересно, что они пользуются устойчивым спросом - их покупают водители «Жигулей», «Нив», «Волг», «Москвичей». Но трагедий не происходит: обычно такие люди зимой либо не ездят, либо ездят только на короткие дистанции.
 Владислав Бовсуновский,
журналист