Аварии пока не обходятся без ГАИ

Комментарии:

Водители опасаются европротокола. Уже месяц как украинские автолюбители имеют право не вызывать автоинспекторов на место аварии. Следовательно, не платить штрафы и не отдавать дорожным инспекторам свои права. Бланки европротокола, который подразумевает самостоятельное урегулирование незначительных убытков, уже есть на руках у многих автовладельцев. Тем не менее, пользоваться новым правом они не спешат. «Известия в Украине» узнали, чем же пугает украинских водителей возможность полюбовно уладить аварийную ситуацию.

Аварийная безопасность
Бланки европротоколов страховщики начали бесплатно выдавать водителям с 19 сентября вместе с обновленными полисами «автогражданки». Держатели старых полисов при желании могут переоформить договоры страхования и тоже получить свое право на «уведомление о дорожно-транспортном происшествии» (так официально называется европротокол в Украине). Прошел месяц, а новшество все еще остается невостребованным среди автолюбителей.
Европротокол - это упрощенная система урегулирования незначительных ДТП, в которых нет травмированных людей, оба автовладельца застрахованы по «автогражданке» и не находятся под воздействием алкоголя или наркотиков. Бланки европротокола заполняются водителями на месте аварии, а затем передаются страховщикам. Такое сообщение страховой компании о ДТП является основанием для выплаты возмещения без вызова представителей госавтоинспекции, без штрафов и без потери времени на ожидание приезда гаишников.
«Действительно после введения европротоколов ситуация на дорогах должна была улучшиться, - говорят в пресс-службе ГАИ. - Однако, по нашей статистике, вызовов сотрудников госавтоинспекции на место аварий меньше не стало. Все, даже мелкие ДТП, до сих пор оформляются в присутствии дорожных инспекторов».
Страховщики тоже признаются, что за месяц не оформили ни одной выплаты по европротоколу. Более того, никто даже не обращался в страховые компании с бланками о самостоятельной фиксации ДТП. Причин тому несколько. «Во-первых, большая часть водителей не переоформила старые полисы на новые, поэтому у них еще нет бланков, - констатирует главный юрисконсульт СК «Ильичевское» Татьяна Компанец. - Во-вторых, многие имеют договоры КАСКО, на которые процедура оформления европротокола не распространяется. И в-третьих, размер максимальной выплаты по европротоколу еще не утвержден государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг».

Уцененный вариант
Третья причина для многих водителей самая важная. Ведь до сих пор неизвестно, какую сумму ущерба страховщик покроет по европротоколу, а при каких объемах повреждений участникам аварии все равно придется звонить в ГАИ. На сегодняшний день Госфинуслуг обнародовала только проект распоряжения об установлении максимальной суммы выплат по европротоколу. Это 10 тысяч гривен в нынешнем и следующем году и 25 тысяч - с 2013 года. Однако когда будет принят этот проект и сохранятся ли суммы в указанном виде, еще неизвестно.
В Моторном (транспортном) страховом бюро Украины считают, что суммы 10 тысяч грн. на первых порах должно быть достаточно. Однако до того момента, пока Госфинуслуг утвердит размер выплат, МТСБУ рекомендует страховщикам воздержаться от использования европротоколов. Ведь пока сумма не утверждена, участник ДТП сможет отсудить и большую сумму возмещения. Тем не менее, некоторые страховые компании, не дожидаясь отмашки регулятора, уже сейчас в условиях договора на ОСАГО предлагают выплату по европротоколу в пределах пяти тысяч гривен.
А вот после утверждения суммы выплаты эксперты советуют воздержаться от оформления аварии по европротоколу уже водителям. По словам директора отдела возмещений и автотранспортного страхования СК BritMark Андрея Косенкова, риск неадекватной оценки убытка слишком велик. К примеру, достаточно распространенной является ситуация, когда визуально поврежден лишь бампер, а на самом деле после осмотра на СТО повреждений оказывается намного больше (например, усилитель бампера, панель, крепления фар). Размер убытка может увеличиться, однако страховщик в этом случае все равно заплатит установленный законом максимум.

Звонок другу
Есть у водителей и другие опасения. Например, риск банальной невыплаты компенсации страховщиком, которому был предъявлен заполненный бланк. «Не секрет, что у многих автолюбителей существует недоверие к страховым компаниям вследствие действий недобросовестных страховщиков, - поясняет директор департамента урегулирования убытков СК «Универсальная» Александр Квятковский. - Поэтому и к инструменту европротокола у них изначально сформировалось настороженное отношение».
По словам экспертов, в России (где европротокол был введен в 2009 году) нередки случаи, когда страховая компания просто отказывается принимать бланк. Страховщики объясняют свою позицию боязнью мошенничества со стороны клиентов и находят множество предлогов вернуть европротокол пострадавшему. Самый распространенный повод - неправильное заполнение бланка, проверка которого доходит иногда до абсурда. Неправильно поставленная запятая расценивается страховщиками как нарушение порядка внесения данных в унифицированный документ, а неправильную сумму ущерба, рассчитанную водителями, трактуют как желание надуть страховщика.
Пока механизм еще не обкатан и нет примеров удачного урегулирования аварии по европротоколу, водители будут вызывать ГАИ. Все-таки, третье лицо в споре, да еще представитель государственной службы, многое значит. По крайней мере аварию, которая была оформлена инспектором, страховщик проигнорировать уже не сможет.
Кроме того, никто не отменял КАСКО. А ведь основным условием для получения возмещения по этому виду автострахования является вызов автоинспекторов и справка ГАИ о дорожно-транспортном происшествии. Относительно взаимодействия КАСКО и европротокола следует отметить, что не все страховщики начали вносить изменения в свои договоры добровольного автострахования. Ведь на месте ДТП водители не определяют вину участников, вина окончательно определяется в страховой компании. Следовательно, страховщик, выплатив убыток по договору автоКАСКО, может быть лишен права регресса от виновной стороны, если ДТП не будет оформлено работниками госавтоинспекции.

Алина Полищук,
журналистка