Сыщик с большой буквы

Комментарии:
Полковнику Виктору Воронину приходилось выслушивать покаяния убийцы малолетки и с вооруженным до зубов «смертником» вести переговоры...
 В Украине День уголовного розыска отмечается 15 апреля. Однако тысячи сыщиков, которые начинали свой трудовой путь еще в советское время, отмечают и 5 октября. Ведь долгие годы это был их профессиональный праздник.



В те времена у милиционеров не было ни мобильных телефонов, ни компьютеров, ни других чудес техники. Их козырями были профессионализм, опыт и метод личного сыска. За годы работы в должности пресс-офицера управления уголовного розыска УМВД Николаевской области мне довелось трудиться с такими сыщиками. В преддверии праздника «того» времени я хочу рассказать об одном из них: полковнике милиции в отставке Викторе Воронине.
Родился он 17 июня 1961 года в селе Малеевка Березнеговатского района. Служил в армии, работал на Черноморском судостроительном заводе. С верфи по путевке коллектива цеха был направлен на службу в правоохранительные органы. Свой путь начал в марте 1983 года в патрульно-постовой службе. В 1986 году окончил Херсонскую специальную среднюю школу милиции. Был участковым, оперуполномоченным угрозыска Заводского райотдела милиции. Работу Виктор Воронин выполнял грамотно и в 1996 году был переведен в аппарат управления уголовного розыска на ответственную должность старшего опера по особо важным делам, где и прослужил до ноября 2005 года. Воронин раскрыл не один десяток тяжких резонансных преступлений...

Черевички от извращенца
В начале осени 1999 года в одном из сел Казанковского района пропала 13-летняя девочка. Милиция начала поиски, но установить ее местонахождение не удалось, поэтому внесли в картотеку учета лиц, без вести пропавших. А ближе к зиме селяне в лесопосадке
наткнулись на труп ребенка. Мать опознала дочурку по одежде.
Установили, что смерть девочки была насильственной, но убийцу сразу не нашли. А по району пополз слух: дескать где-то рядом бродит маньяк!
На карту был поставлен авторитет сыщиков. Руководство областного управления угрозыска срочно направило в Казанку подполковника Воронина. Зная, что убитая девочка была из неблагополучной семьи, он первым делом побеседовал с матерью - женщина была непричастна к исчезновению ребенка и ее жуткой смерти.
Воронин прошелся по всем дворам. Вскоре ему повезло. Нашелся свидетель, который сообщил, что ранее девочка часто заходила в гости к арендатору из Николаева. А тот объяснил свое внимание к ребенку так: у него в Николаеве живут дети и внуки. Чтобы помочь им материально, он и выращивает на продажу овощи. А эта неприкаянная девочка очень напоминала ему внучку. Потому он то конфеткой ее угощал, то пирожком. Выходила вполне житейская ситуация. Но что-то в этом рассказе Воронину все-таки не понравилось. И он проверил арендатора по оперативным учетам - оказалось, мужчина ранее был судим за изнасилование. Из своей практики милиционер знал, что насильники бывшими не бывают.
Чтобы найти зацепку, подполковник изучил собранные местными операми документы. Затем опять побеседовал с матерью убитой девочки. И та вспомнила о найденной записке! На листке из школьной тетради детским почерком было написано: «Дядя Вася. Я все вам робила, що ви просили. А ви свою обіцянку не дотримали і не купили мені туфлі. Я ходжу в школу в старих, а тут з мене всі глузують…».
Эту записку мать нашла на шкафу, после того, как исчезла дочка. А дядей Васей звали… щедрого арендатора! Ему-то и предъявил Воронин записку. Арендатор побледнел, затем попросил воды и поведал, как все было.
...Жил он вдали от семьи и был лишен женской ласки. А ее ой как хотелось! Однако заводить в селе даму сердца он не хотел. Ведь жена бывала у него наездами, и местные кумушки могли запросто нашептать ей о его похождениях. Скандала не хотелось, потому нашел другой выход.
Дядя Вася приметил соседскую девочку. Та ходила в обносках и была вечно голодной. Выбрав удобный момент, извращенец пригласил девочку в дом, который снимал весной и летом. Здесь он задобрил ее сладостями и совратил, пообещав взамен купить новую красивую одежду и обувь. Та согласилась и стала приходить к дяде Васе в «гости». Ее мать не знала об этом и не заподозрила ничего странного даже после того, как девочка стала приносить домой весьма дорогие сладости.
Приближалось начало очередного учебного года, и девочке захотелось 1 сентября прийти в школу в новых туфлях, чтобы одноклассницы ей позавидовали. Она заранее попросила дядю Васю о подарке. Тот пообещал свозить девочку в Казанку и купить ей самые красивые черевички. Однако был сезон продажи выращенного урожая, и «благодетель» забыл об обещании. Пришлось идти в школу в обносках, что не могли не заметить «едкие» одноклассницы. Выслушав насмешки, девочка очень обиделась. И написала обманщику гневную записку. Однако передать ему не смогла, ибо тот постоянно был в поле. Но через пару дней, встретив его в селе, девочка пообещала, что расскажет об их тайной связи матери. Тем самым она подписала себе смертный приговор.
«Дядя Вася» уже отсидел срок за изнасилование и прекрасно знал, какая участь ждет его на зоне. Оттого и решил любым способом избавиться от ставшей опасной малолетки.
Он встретил свою наложницу, когда та шла из школы, и предложил съездить в Казанку за новыми туфлями. И обрадованная девочка села в автомобиль. Однако вместо Казанки тот завез жертву в глухую лесополосу, изнасиловал, задушил и забросал труп ветками.
Но одно дело лишить жизни беззащитного ребенка и спрятать труп. Другое - носить в душе смертный грех. Ведь он наездами бывал в Николаеве и обнимал внучку. И в эти минуты ему мерещились расширенные от ужаса глаза убитой девочки. Она стала часто приходить ему во сне, кошмарные воспоминания лишили дядю Васю покоя. Он и признался оперу Воронину в убийстве. Более того, даже поблагодарил подполковника, что тот сумел быстро раскрыть это преступление и снять с его души тяжкий грех. Вскоре «дядя Вася» был осужден к длительному сроку лишения свободы.

Один на один со смертником
23 сентября 1997 года Виктор Леонидович помнит до мельчайших подробностей. В обеденный час тогда еще майор Воронин вышел на Советскую встретиться с информатором. И вдруг возле ювелирного магазина он услышал взрыв. Через мгновение оттуда выскочил мужчина в камуфляже и бросился бежать. Инстинктивно Воронин рванул за ним, хотя оружия при нем не было. «Грабитель» забежал в безлюдный двор на улице Розы Люксембург (ныне Никольская). Заметив преследователя, злоумышленник вытащил из пакета две гранаты РГ-42, выдернул из них чеку и процедил сквозь зубы:
«Мужик, что тебе надо? Хочешь взлететь вместе со мной?».
Воронин не дрогнул. Ведь понимал: если начавший терять самообладание «смертник» выйдет с гранатами из двора, будет море крови. Он помнил жуткую трагедию, разыгравшуюся на улице Советской несколькими годами ранее, когда от взрыва гранат погибли милиционеры ППС Виктор Косарев и Юрий Лысенко, были ранены еще несколько человек. Подобного нельзя было допустить! Надо тянуть время! И сыщик повел с «террористом», казалось бы, непринужденный разговор.
«По какому поводу, земляк, ты этот «фейерверк» устроил?»
- «Жизнь проклятая достала...». Воронин спросил оппонента, знает ли тот о взрыве, устроенном несколько лет назад на Советской. Тот, сжимая побелевшими руками скобы гранат, проронил: «Знаю, потому в тюрьму идти не хочу. Лучше взлечу на небо сам и несколько «ментов» с собой прихвачу». Они проговорили сорок минут. За это время вокруг двора было выставлено оцепление из числа бойцов «Беркута» и «Сокола».
Предполагая, как дальше будут действовать коллеги, Воронин решил выманить «смертника» из каменного мешка.
И, как ни в чем не бывало, сказал: «Ну, ладно, земляк, поступай, как знаешь. А у меня уже «обед» закончился».
Майор повернулся и на ватных ногах вышел на улицу. А его собеседник, сжимая гранаты, двинулся следом. Однако не успел он выйти из арки, как меткий выстрел снайпера «Беркута» сразил его наповал. Одна из гранат тут же взорвалась, и град осколков разлетелся вокруг, лишь по счастливой случайности не поразив никого из прохожих. Зато несколько осколков уже на излете впились в пиджак майора Воронина. Вторую гранату, зажатую в руке мертвого «террориста», уничтожили саперы.
Возможно, с другим после такого необычного «диалога» случился бы нервный срыв. Однако за годы службы в угрозыске и постоянного риска у Виктора Леонидовича выработалось такое хладнокровие, что он в составе опергруппы как ни в чем не бывало отправился производить обыск в жилище уничтоженного «террориста». Там были изъяты патроны и другие боеприпасы. Скорее всего, убитый сумел украсть их из воинской части.
За этот героический поступок тогдашнее руководство МВД Украины наградило майора Воронина... 150(!) гривнами. Однако Виктор Леонидович не роптал и воспринял такое поощрение должным образом, с присущим ему юмором заявив: «Начальству виднее…». И продолжил свою работу, заслужив истинное уважение в коллективе управления уголовного розыска УМВД области, где его помнят до сих пор.
В ноябре 2005-го полковник Воронин ушел на заслуженный отдых. А нынешний год знаменателен для Виктора Леонидовича: ему исполнилось 50 лет. Хоть и с опозданием, но мы поздравляем юбиляра и в день профессионального праздника желаем ему многие лета и всего наилучшего! Ибо вся его сознательная жизнь - пример, как надо любить раз и навсегда выбранную профессию сыщика.

Владимир Зацеркляный, член Национального союза журналистов Украины, Управление уголовного розыска УМВД Украины в Николаевской областиасти