Первому николаевскому трамваю не помешала даже война

Комментарии:
 В Центральной городской библиотеке имени М. Кропивницкого работает выставка под названием «Николаевскому трамваю посвящается».
Фотографии, архивные документы, предметы из депо, униформа и награды работников - все это рассказывает посетителям о появлении и развитии этого вида транспорта в городе. Все экспонаты собраны  николаевскими краеведами и ранее не выставлялись.
- Первая часть экспозиции рассказывает о работе конки, - рассказывает одна из авторов выставки старший научный сотрудник Николаевского областного краеведческого музея Галина Павлова. - Вагоны, запряженные парой лошадей, начали ходить по Николаеву летом 1897 года и перевозили горожан вплоть до декабря 1914 года.
На новом транспорте николаевцы могли ездить по четырем линиям. Маршруты начинались в центре города и вели к Военному рынку, железнодорожному вокзалу, яхт-клубу, порту. Конная дорога была одноколейной, со специальными разъездами для пропуска встречных вагонов.
В 1902 году начались работы по замене конно-железной дороги трамваями на электрической тяге. Первый  такой трамвай был пущен в Николаеве в конце декабря 1914 года, когда  уже шла Первая мировая война. Позже завершили строительство парка, впоследствии ставшего депо №1.
- Революция 1917 года  и гражданская война помешали развитию трамвайного движения, - рассказывает одна из авторов выставки старший научный сотрудник Николаевского областного краеведческого музея Наталия Казмирук. - Причина банальна - отсутствовало электричество. Поэтому в городе опять стала работать конка. И лишь в 1925 году возобновилась работа депо.
Во время Великой Отечественной войны трамваи в городе использовались для перевозки раненых из морского порта в городскую больницу. Движение прекратилось только после того, как фашисты взорвали электростанцию. После освобождения города в 1944 году сразу же началось восстановление николаевского трамвая. Первый маршрут запустили уже в сентябре 1944-го.
В 1951 году начало работать депо №2. Новые вагоны уже двигались по современной колее шириной 152,4 см.
Во второй половине 50-х годов в городе появились трамваи производства ГДР. Немецкие вагоны были более комфортабельными, а двери  у них закрывались автоматически.
Постепенно с начала 60-х годов осуществляется замена старых вагонов и полный переход на широкую колею. В 70-х годах в обоих трамвайных парках насчитывалось 206 вагонов. Общая протяженность маршрутов составляла 70 километров.