Нацбанк спасал гривню путем прожигания резервов

Наличный курс отполз до 8,6 грн за доллар. До выборов таких скачков еще немало увидим.

Нам с вами важно помнить, что скачки доллара: сегодня по 8, а завтра по 9, и наоборот – это вовсе не признаки стабильности и окончания экономического кризиса, в чем нас активно сегодня убеждают. Итак, кто и как влияет на курс валют.

Нацбанк: то спасает, то не спасает
Нацбанку Конституцией и Законом о НБУ предписано лелеять стабильность гривни. Получается у него это неуклюже и через колено. Нацбанк действует преимущественно административными методами, загоняя в угол коммерческие банки. Едва ли не еженедельно появляется новое постановление, ужесточающее условия работы финансового сектора. НБУ сегодня – главный обвиняемый в деле об умирающей гривне. Но если задуматься, должен ли Нацбанк защищать гривню до последнего, бессмысленно уничтожая золотовалютные резервы?
Руководство НБУ, скорее всего, ощущает, что курсу еще падать, его задача сегодня – скорее в обеспечении гривне мягкой посадки и сохранении золотовалютных запасов страны. А они не бездонны – ограничены не только физически, но и нормативами программы с МВФ. Кроме того, НБУ опасается избытка гривневой массы в финансовой системе – она уже обрушивает валютный рынок, а потом еще и инфляцией аукнется.

Правительство: в равной мере с Нацбанком способствует дестабилизации
Кто-нибудь в этой стране сказал вслух, каков на самом деле дефицит бюджета? Галлопирующий разрыв между доходами и расходами бюджета (последние никто и не намеревается сокращать) – далеко не последний фактор, который губит гривню.
Правительство берет в долг у международных кредиторов и пользуется кредитом доверия у местных банкиров. Правда, коммерческие банки покупают исключительно трехмесячные облигации. Кстати, вскоре наступает срок погашения тех коротких бумаг, которые Минфин массово – на 1 млрд грн – реализовал в июне, и банки с опаской ожидают, смогут ли власти расплатиться по этим долгам.
Последние полтора транша МВФ всецело пришли на счета правительства. Хоть эти деньги и засчитаны в золотовалютные резервы, но распоряжается ими правительство, а не НБУ. Плата за газ, расчеты по евробондам истощают резервы, выбивая почву из-под ног гривни.

Президент: работает по сценарию «чем хуже, тем лучше»
Возможности политического влияния президента на исходе. Он еще читает нравоучения, ему еще верна часть верхушки НБУ во главе со Стельмахом, но большая часть правления уже смотрит в другую сторону, надеясь не быть сброшенной с корабля во время неминуемой смены экипажа. Судя по последним резким заявлениям секретариата президента, который вменяет правительству в вину дезинформирование МВФ (серьезнейшее обвинение, разошедшееся по всей мировой прессе), сценарий «чем хуже для гривни, тем лучше» имеет место быть.

Коммерческие банки: валютные спекуляции – чем не заработок?
Коммерческие банки, очутившись на голодном кредитном пайке, отыскали новый источник дохода – валютные спекуляции. В банковской среде неистощимы рассказы о том, как и каким банкам удается купить относительно дешевую валюту у НБУ, чтобы с лихвой ее перепродать. В числе особо приближенных к регулятору, надо сказать, не замечены банки с иностранным капиталом.
Более того, НБУ даже грозится применить к ним санкции из-за несоблюдения определенных требований, разработанных НБУ именно для банков этой категории. Причин этому две – во-первых, НБУ (резонно) полагает, что валюту своим дочкам в Украине могут подбросить и материнские банки. А вторая причина – опасение, что иностранные банки могут и пожаловаться, например, министру Луценко на некорректные действия НБУ. Или в МВФ сообщат.

МВФ в тревоге и испуге
Кстати, об МВФ. Главный кредитор Украины, похоже, не на шутку испугался поднявшейся паники на валютном рынке, и устами главы миссии МВФ в Украине напомнил, что для столь стремительного удешевления гривни нет оснований. Переговоры о четвертом транше, очевидно, будут самыми трудными в годовой программе сотрудничества.