Николаевские корабелы вооружают весь мир грозным оружием

Комментарии:
Китай, купивший за бесценок построенный на ЧСЗ  авианесущий крейсер «Варяг», закончил первые испытания
Первый авианосец Китая, переделанный из старого советского корабля «Варяг», завершил пробные ходовые испытания в Желтом море и в минувшее воскресенье вернулся в порт города Далянь. На берегу экипаж корабля встречали фейерверками и приветственными транспарантами.
Официальные источники пока не комментируют морской дебют авианосца, продолжавшийся пять дней. По мнению гонконгских аналитиков, основной задачей первого выхода в море было выявить возможные скрытые структурные недостатки в конструкции авианесущего крейсера.
Теперь в порту продолжится работа над дальнейшим усовершенствованием авианосца и его оснащением. На борту могут быть размещены палубные истребители J-15 (копия Су-33), вертолеты Z-8 и Z-9 китайского производства и российские Ка-31. Предполагается, что авианосец будет использоваться Китаем в качестве тренировочной площадки, а также для проведения научных исследований.

Рождение
Предыстория появления авианосца в китайском флоте анекдотична и весьма наглядным образом характеризует умонастроения бывшей советской элиты. Правда, анекдотичность ситуации вызовет улыбку только у китайцев, тогда как бывшим советским гражданам, особенно николаевским кораблестроителям, которые вложили в этот корабль свои силы, знания и душу, эта история вряд ли поднимет настроение. Скорее наоборот.
Строительство тяжелого авианесущего крейсера «Варяг» началось на «ЧСЗ» в конце 1980-х годов. После развала страны корабль остался ржаветь на верфи, а при разделе Черноморского флота между Россией и Украиной «Варяг» отошел Киеву. Исключен из списков флота 30 июля 1993 года и передан в собственность ЧСЗ.
В 1998 году авианосец, степень готовности которого тогда составляла 67%, Украина продала Китаю по цене металлолома. В другом качестве китайцы «Варяг» покупать не хотели, т. к. уверяли весь мир, что авианосец им нужен для переоборудования его в плавучее казино. 14 июля 2000 года уведен на буксире из Николаева.
Почти полтора года корабль простоял у входа в Босфор из-за отказа Турции пропустить его через Черноморские проливы.  Босфор «Варяг» прошел только в ноябре 2001 года, после чего едва не был брошен в Эгейском море из-за обрыва буксиров во время шторма.
Разумеется, китайцы были не настолько глупы, чтобы превращать боевой корабль в увеселительное заведение, и подобные заявления адресовались в первую очередь Тайваню и США, которых серьезно обеспокоила эта покупка. Американские военные и их тайваньские коллеги совершенно справедливо полагали, что, купив «Варяг», китайцы очень быстро изучат его конструктивные особенности и в недалеком будущем смогут приступить к постройке аналогичных кораблей. И ведь как в воду глядели…
Таким образом местечковый менталитет «эсэнговских» вождей, спешно избавляющихся от наследия «могучей и легендарной» Советской армии, очень помог китайцам, позволив им фактически даром приобрести уникальные разработки советской оборонки и сэкономить при этом миллиарды долларов. История повторилась и с покупкой палубного истребителя Су-33. Китай не стал тратить время и деньги на разработку собственного истребителя и попросту купил его у Украины в 2005 году. В КНР Су-33 назвали J-15,  моментально скопировали и в скором времени самолет поступит на вооружение.

Как вы крейсер назовете...
Заводской №106. Первоначально назывался «Рига», но 19 июля 1990 года был переименован в «Варяг». Как отмечает РИА «Новости», кораблю до сих пор не присвоено новое имя, поэтому китайские СМИ продолжают называть его «Варягом». Ранее появлялись сообщения, что корабль якобы получил название «Шилан», однако они были опровергнуты министерством обороны КНР.

Капитан
А командовать кораблем будет 50-летний Ли Сяоянь - опытный офицер, обучавшийся в свое время в России. В начале карьеры закончил летную школу. В 1987 году прошел в городе Гуанчжоу трехгодичный курс обучения по специальности капитана в рамках подготовки кадровых резервов для будущего авианосца. Был помощником капитана на боевых кораблях, а в 1995 году командовал фрегатом «Цзянмэнь».
В конце 90-х Ли окончил Военно-морскую академию имени Кузнецова в Санкт-Петербурге. Тема его дипломной работы была непосредственно связана с авианосными группами. Годом позже стал капитаном ракетного эсминца «Шэньчжэнь». С минувшего декабря переведен на службу в Далянь.

Расстановка сил
Но на этом история не заканчивается, а только начинается. Буквально на днях стало известно, что Китай приступил к строительству второго авианосца на верфях острова Чансин. Об этом заявил начальник генштаба Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Чэнь Биндэ, подчеркнув, что корабль пока не готов. В июле этот факт подтвердили и в Министерстве обороны КНР.
«В настоящее время Китай перестраивает старый авианосец для того, чтобы использовать его в качестве тренировочной площадки, а также для проведения научных исследований и экспериментов», - заявил тогда представитель китайского оборонного ведомства Гэн Яньшэн.
Как нетрудно догадаться, этот пока безымянный авианосец является не чем иным, как китайской «нелицензионной копией» нашего «Варяга».
Но и это - еще не конец, т. к. китайцы собираются строить авианосцы и дальше. Ведь Китай никогда не скрывал, что претендует на одну из ведущих ролей в мире, и как любая сверхдержава он просто по определению обязан иметь сильную армию и флот.
Начало ходовых испытаний «Варяга», очевидно, заставит Японию и страны Запада снова с беспокойством обсуждать проблему быстрого наращивания военной мощи Китая, пишет ВВС. Только на прошлой неделе западные СМИ отмечали, что китайский авианосец может изменить расстановку сил в Тихоокеанском регионе и стать поводом к старту морской «холодной войны».
В Пекине не скрывают, что целью китайского руководства является установление военно-морского равновесия. «Лучше равновесие, чем военное всемогущество США», - заметили по этому поводу представители командования вооруженных сил КНР.
В то же время эксперты сомневаются, что авианосец сможет оказать значительное влияние на изменение баланса в ВМФ разных стран мира. Ведь у США в настоящее время 11 авианосцев. В СССР в конце 1980-х годов было четыре авианесущих крейсера и два противолодочных крейсера-вертолетоносца. К 2011 году в составе ВМФ России остались боеспособными только один авианосец и четыре крейсера. Такие страны, как Таиланд, Бразилия и Индия, имеют по одному авианосцу.




Авианесущий крейсер «Варяг»
Водоизмещение - 59500 т., Длина - 304,5 м. Ширина - 38 м (75 м полетная палуба). Осадка - 10,5 м.
Скорость - 29 узлов (54 км/ч), автономность плавания - 8000 миль. Экипаж - 1980 чел. (520 офицеров).