22 августа


Потраченные нервы - за собственные деньги

На потребительском рынке Николаевщины процветает скрытое мошенничество.О работе управления по делам защиты прав потребителей в Николаевской области в первом полугодии корреспондент «Николаевских новостей» Людмила Савкова беседовала с его начальником Валерием ДАШЕВСКИМ.

- Валерий Владленович, очень часто на прилавки магазинов попадает некачественная продукция, а   услуги, которые предоставляют заказчикам, далеки от идеала?
- К сожалению, в последние три года закон о защите прав потребителей претерпел множество изменений (из-за поправок и нововведений) и превратился в документ, который не позволяет в полной мере защитить потребителей. Теперь покупатель, купив некачественный товар, через один или два дня фактически не имеет права заменить его. Обмена нет, и ситуация превращается в бесконечную ремонтную историю. Покупателя отсылают в сервисный центр, и в течение двух недель вам должны отремонтировать некачественный товар. Но практика показывает, что такие истории очень затягиваются. И потратив сначала деньги на товар, потом нервы на его ремонт, человек приходит к нам. Но дело даже не в деньгах, а в самом подходе к потребителю.
- Что вы имеете в виду?
- Сегодня мы не имеем замкнутого цикла в удовлетворении требований потребителей. В законодательстве исчезла статья - гарантийное обязательство. Осталось только какое-то размытое понятие. А производитель вообще остается безнаказанным, у которого, к слову, нет даже стимула стремиться к качеству, так как брак ему не возвращают, а предлагают потребителю бесконечный ремонт. Кроме того, ситуация усугубляется тем, что в городе Николаеве нет авторизованных сервисных центров. Поломки отправляют или в Киев, или в Днепропетровск. И нет никаких гарантий, что при пересылке вы вновь не получите испорченный товар.
- А какая продукция лидирует в этом году по браку?
- 48 процентов жалоб - на мобильные телефоны. Например, у меня на приеме был молодой человек, которому уже больше месяца ремонтируют телефон. Хотя напомню, по закону недостатки должны были устранить за 14 дней. Он пошел жаловаться на сервисный центр в магазин, там его отфутболили, мол, они не руководят действиями центра. И когда он получит свой, замечу, недешевый товар, пока никто ответить не может.
- Валерий Владленович, а что же делать в такой ситуации?
- У нас все же есть некоторые рычаги воздействия. Но и самому нельзя халатно относиться к договорам, которые подписываете, верить устным договоренностям. Поэтому специалисты нашего управления консультируют граждан по порядку составления и предъявления письменных претензий. Мой совет - в спорных ситуациях договоренности нужно оформлять только в письменном виде.
Этому молодому человеку я помог оформить заявление, и теперь его проблемами будут заниматься наши специалисты. А все могло быть иначе, если бы он изначально потребовал в магазине выдать ему аналогичный товар из обменного фонда, который по закону должен быть в магазинах.
- Но большинство потребителей не знают о таких фондах и не пользуются своими законными правами.
- К сожалению, так оно и есть. А ведь обменный фонд - это  единственный рычаг, который хоть как-то стимулирует продавца и сервисный центр быстрее разрешить спор. Но все должно быть оформлено письменно. Например, вы приобрели некачественный телефон за 1100 гривен. Согласились, опять же - письменно, на гарантийный ремонт в течение 14 дней, и тут же нужно написать заявление-требование в магазин на выдачу другого аппарата из обменного фонда, которым вы имеете право пользоваться, пока не починят ваш. Ремонт задерживают, вам еще платят 1% штрафа от стоимости товара ежедневно, если не выдают по требованию сразу же товар из обменного фонда, то опять же платят вам один процент за каждый день просрочки. Получается, что хоть такую компенсацию в виде двух процентов - 22 гривен в нашем случае, потребитель получает в качестве компенсации ежедневно.
- А с какими еще жалобами обращались в управление потребители в этом году?
- Жалоб много и разные. И на низкое качество обуви, и на жилищно-коммунальные услуги. Много неприятных ситуаций с металлопластиковыми окнами. Все чаще жалуются на информационно-консультационные услуги. Например, за 200-400 гривен человеку предлагают найти работу или помочь снять квартиру. Наше управление отследило работу трех таких агентств. Со стороны, вроде все законно. У них офисы в центре города: на Никольской, Потемкинской и Пушкинской. А номер телефона один на три фирмы. Заказчик подписывает договор, а на обратной странице уже и акт выполненных работ готов. Человек не глядя подмахнул его и создал себе проблему. Он платит деньги, ему дают адрес. Но, как правило, там уже или работы нет, или квартиру сдали. Например, мужчине предложили работу сторожа (сутки через трое) с окладом в 3200 гривен. Это же нереально! Или девушке предложили снять квартиру на Адмиральской за 700 гривен в месяц (хотя если бы она поинтересовалась, то знала бы, что реальная цена аренды однокомнатной квартиры в Николаеве стартует от 1000 гривен в месяц). За посредническую услугу она отдала 400 гривен. А теперь деньги не вернуть. И претензии агентству предъявить сложно. Могу точно сказать, что в этом случае скрытое мошенничество в услуге. А это - уголовная статья. И здесь рычагов влияния у нас нет. Управление подготовило все документы и передало их в соответствующие инстанции. Также подготовили четыре иска в суд по жалобам, которые касались предоставления информационно-консультационных услуг. Но хотел бы предостеречь граждан, в большинстве случаев вы сами даете возможность мошенникам себя наказать.
- Валерий Владленович,  скольких николаевцев уже защитило ваше управление в этом году?
- Немало. Хотя замечу, по сравнению с предыдущими годами николаевцы становятся все же более ответственными и грамотными. Если, например, в минувшем году за шесть месяцев к нам поступило 344 жалобы, то в этом за такой же период уже 257. Причем 212 жалоб и обращений граждан мы удовлетворили в досудебном порядке. В этом году мы вернули пострадавшим потребителям почти 150 тысяч гривен. В 2010-м сумма компенсации составила более 340 тысяч гривен. Сейчас от нашего управления в судах находится
40 исков. Девять были подготовлены и переданы в суды в этом году. Два процесса в этом полугодии мы уже выиграли и защитили граждан, которые, кроме возвращенных сумм, получили и дополнительные суммы моральной компенсации. В одном случае это составило две тысячи гривен.

Просмотров:
comments powered by HyperComments