Главные болячки автокондиционера

Соли, старость и холода.
Прошлое лето, отличившееся аномальной жарой, доказало, что кондиционер в автомобиле - не роскошь, а средство первой необходимости. К счастью, большинство авто, выпущенных после 2000-го года, этим устройством оснащены в базовой комплектации. Но если даже «кондишена» и нет, то его можно установить на одном из специализированных СТО за 5-10 тысяч грн. (в зависимости от особенностей автомобиля).
Конструктивно автокондиционер - агрегат довольно простой и, соответственно, надежный. Но, увы, не вечный: опыт показывает, что уже на пяти-шестилетних автомобилях эффективность работы кондиционера значительно снижается либо начинаются первые отказы. А на машинах старше 10 лет это устройство, как правило, даже не включается: нужен либо дорогой капремонт, либо замена (еще дороже). При этом часто можно встретить и автомобили, выпущенные 20 и более лет назад, у которых кондиционер работает без каких-либо проблем. В чем же секрет?
Владельцы старых иномарок говорят, что секрет долгой жизни кондиционера прост: за ним нужно, во-первых, следить (точно так же, как и за двигателем и ходовой), во-вторых, вовремя обслуживать. Газета «Сегодня» выяснила слабые места «кондишена», как их выявить и «вылечить».

Диагностика
«кондишена»


Ее нужно проводить раз в полгода - в период смены погодных условий. Начать можно с визуальной проверки трубопроводов системы на предмет утечек из смотровой канавы. Вторая процедура, которую можно произвести своими силами, - проверка температуры при помощи обычного ртутного термометра. Если воздух на выходе из дефлекторов при работающем на полную мощность кондиционере теплее 8-10 градусов, значит есть повод обратиться на СТО.
На сервисной станции начинают с проверки давления хладагента в «низком» и «высоком» контурах (до и после компрессора) при помощи манометров. Любое отклонение от нормы говорит либо о неисправности компрессора, либо о частичной утечке рабочей жидкости. Места течи ищут методом добавления в хладагент красителя, светящегося при ультрафиолете - проверку проводят со спецлампой.

Избавляемся от запаха

Неприятный запах (как у дорогого сыра) из дефлекторов - признак того, что в системе кондиционирования поселились и размножились микробы и плесень. Для человека это вредно - многие микроорганизмы являются болезнетворными. Например, многие жалуются, что «болеют от кондиционера» именно по этой причине.
На СТО от бактерий кондиционер избавляют при помощи специального аппарата, который превращает залитое в него моющее вещество в пар и подает его в систему при включенной рециркуляции воздуха. В результате обработки микробы погибают, а на внутренних поверхностях деталей создается пленка, препятствующая образованию новой плесени (хватает ее на год). Стоит процедура 400 грн.
Есть и способ дешевле - в автомагазинах за 100-150 грн. аэрозольные баллончики со спецнасадкой. Пена из них также чистит неплохо от бактерий и грибков, но только если загрязнение не сильное.

Сколько стоит ремонт
автокондиционера


1. Радиатор-конденсор
Летом нередко забивается тополиным пухом, насекомыми и листьями. Результат - ухудшение теплообмена, рост нагрузки на компрессор. После зимы могут образоваться трещины, что грозит разгерметизацией и потерей хладагента.
Раз в год рекомендуется чистить струей воды и закрывать его мелкоячеистой сеткой (10 грн.).
2. Радиатор-испаритель
Попавшие на испаритель пыль и мелкий мусор собирают влагу, которая провоцирует процессы разрушения металла. Часто засоряется микробами и плесенью - в салоне ощущается неприятный запах.
Раз в два-три года нужно проводить ультразвуковую биологическую чистку испарителя и прилегающих воздуховодов - 400 грн. Если такой возможности нет, можно применить народный метод - купить аэрозольный баллончик (120-130 грн.) и распылить его по трубке к испарителю. Обязательно раз в год нужно менять фильтр салона.

3. Компрессор
Через 5-6 лет эксплуатации изнашивается поршневая группа - падает эффективность охлаждения воздуха, возможен обрыв ремня привода навесного оборудования. «Устает» и шкив привода компрессора, в котором изнашивается подшипник (гудит).
Изношенные детали нужно заменить - от 3 тысяч грн.

4. Трубопроводы
После купания в зимних «соляных ваннах» часто эти металлические трубки ржавеют до дыр.
Рекомендуется повреждения либо запаять (от 100 грн. за точку), либо заменить на резиновые шланги.

5. Фильтр-осушитель
Эта деталь нужна для удаления избытка воды из системы. Если фильтр своевременно не заменить, он переполнится влагой и постепенно закупоривает магистраль, препятствуя циркуляции хладагента, повышая его давление и нарушая работоспособность кондиционера.
Осушитель требуется периодически, раз в два года, менять
(500-900 грн. вместе с работой).