А в Карфагене все спокойно!

Комментарии:
Журналист «Николаевских новостей» только что вернулся из Туниса, где осуществилась «жасминовая революция». И вот что там увидел...
В январе нынешнего года небольшой Тунис на севере Африки напомнил миру о себе «жасминовой» революцией. Три дня народных волнений - и президент этого государства бен Али сбежал в Саудовскую Аравию. Больно уж опостыл и надоел тунисцам правитель, провластвовавший больше двух десятков лет. Конечно, январские события не могли не отразиться на потоке туристов в Тунис: иноземцев в местных отелях несколько поубавилось. Но так ли опасно стало гостить в этой солнечной средиземноморской державе? Чтобы выяснить это, в Тунисе высадился десант журналистов со всей Украины. Пресс-тур для них организовали Украинский журналистский фонд, министерство туризма Туниса, украинско-тунисская группа «Оазис» и туроператор «Prima Tours».
Страна оливковых рощ
Самолет тунисской авиакомпании «Нувель Эйр» благополучно доставил «акул пера» в новенький аэропорт «Энфидха». И вот комфортабельный автобус везет журналистов в древний рыболовецкий порт и один из наиболее популярных курортов страны Хаммамет. В Африке есть автобаны с идеальным дорожным покрытием. Николаевщине о таких трассах мечтать и мечтать. В окне автобуса без конца сменяют друг друга оливковые рощи. Оливковое масло и финики - два национальных продукта Туниса. 
Знакомство с Хаммаметом начинаем с местного парка развлечений. Его вход сторожат слоны Ганнибала, а в уютных кафешках можно отведать сладкого лавандового чая с целебными свойствами. Достопримечательностей хватает и в самом парке - тут обитает в фонтане местный «писающий мальчик», имеется небольшой зоопарк, а в путешествии по подземной реке пугают кукольные пираты!
Начало мая - еще не туристический сезон. В парке пока больше тунисцев. Но пройдет месяц, и иностранцев тут будет пруд пруди. В суммарном национальном доходе Туниса доля туризма составляет 7 процентов. Больше всего туристов - из Франции: больше миллиона в год. Что и неудивительно, учитывая французское колониальное прошлое страны. Также облюбовали Тунис англичане, немцы и итальянцы. Россияне и украинцы на местных пляжах тоже не новички, но их доля в общем «туристообороте» пока не столь велика. Январская революция отпугнула заморских гостей. Но и нынешнее правительство стоит на страже интересов здешних туристических фирм. Только один факт: убытки местным туроператорам за половину пустых мест в самолетах, берущих курс на Тунис, возмещает держава.
Кофе с апельсином
Тунисцы - народ миролюбивый. На улицах тишь да благодать, никто никуда не спешит. Вышли местные арабы из кафешек, быстренько свергнули опостылевшего президента и вернулись к излюбленному занятию. Сидят себе мужики с утреца в питейных заведениях и потягивают кофеек с апельсиновой цедрой, «ждут урожая». Вечная сиеста.
Тунис - страна победившего ислама, но суннитского, довольно либерального. В центре тунисской столицы православный храм и католический собор мирно соседствуют с мусульманскими мечетями. В паранджах тут не ходят, форма одежды - европейская. И за рулем местных барышень на удивление много. Крутых иномарок здесь негусто, местные просторы бороздят в основном французские «Ситроены» и «Пежо». Но их хватает, чтобы в час пик образовывать «пробки», в одной из которых нашему автобусу довелось постоять в Монастире.
Местные гаишники тут патрулируют с автоматами (возможно, поэтому лихачей среди тунисских водителей не сыскать днем с огнем), покой правительственных учреждений в столице охраняют бронетранспортеры. Безопасность - превыше всего.
Ночью по тунисским городам, по крайней мере в окрестностях отеля, иноземцу можно бродить без опаски. Английский язык местное население знает более-менее сносно, найти общий язык сложно, но можно. Полночное появление компании украинских туристов в кафе Монастира было воспринято вполне адекватно, даже несмотря на наличие в наших рядах представительницы прекрасного пола. Улыбчивый вежливый араб принес иноверцам чашки с дымящимся капучино. А за стенкой - в соседнем заведении питания - смуглые мужчины с интересом смотрели футбольное обозрение.
Прогулки с гладиатором
Эль-Джем - город, в котором находится третий в мире по величине (уступает лишь итальянским собратьям в Риме и Капуе) и первый по сохранности амфитеатр, трибуны которого могли вместить 30 тысяч зрителей! Здесь снимали знаменитый голливудский блокбастер «Гладиатор» с Расселом Кроу в главной роли. Мне довелось побродить по подземным коридорам, по которым шли на смерть доблестные гладиаторы и дикие звери. Странное чувство - тысячи лет прошло, а здесь ничего будто и не изменилось! А еще в этой гигантской полуразрушенной чаше удивительная акустика - тут пели Пласидо Доминго и покойный Лучано Паваротти.
Наш гид Ахмед по прозвищу «Соловей» (его заливистые трели, созывающие группу, слышны за сотни метров) предупредил: вышел из автобуса - в руки ничего не брать! Местные торговцы-хитруны сразу же бросаются к туристу с картами и прочими сувенирчиками. Взял такую вещицу в руки - плати динар! Но предупрежден, значит, вооружен, и торговцы, пытавшиеся втюхать нам всякий непотреб, остались с носом.
И снова о Голливуде. В живописном Тунисе «фабрика грез» сняла более 250 фильмов, в том числе «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега», «Английский пациент», «Звездные войны». Кстати, тунисское селение Татуин дало название целой планете в знаменитой космической саге Джорджа Лукаса.
Другой оазис древности - легендарный Карфаген. Протяженность его городских стен в период расцвета составляла 37 километров, а население - 700 тысяч человек! Римляне разрушили Карфаген, затем отстроили. Нынче от города сохранились развалины финикийского квартала на холме Бирса и карфагенская банька - термы Антонина Пия.
Кстати, о баньке. Хаммам и сауна - процедуры современной талассотерапии, весьма популярной в Тунисе у туристов с постсоветского пространства. Если в двух словах, талассотерапия - это лечение продуктами моря: морской водой, грязями и водорослями. Целительные свойства талассотерапии ценили еще древние карфагеняне и римляне. Морская вода для тунисских центров талассотерапии подается с шестиметровой глубины и расстояния в 500-700 метров от берега. Мы тоже сумели оценить ее замечательные свойства - в отеле Mahdia Palace. 
Монетка в море
«Медина» в Сусе - средневековый арабский город за крепостной стеной. Здесь находится рынок. Украинцам, любящим поторговаться, он был в радость. Специи и драгоценности, кожаные куртки с сумками и магнитики на холодильник. Одному коллеге-репортеру удалось выторговать в Сусе куртку за сто долларов. Начальная цена была - пятьсот. Ошарашенный напором гостя и собственной уступчивостью торговец потом долго бежал за украинцем, умоляя набросить хотя бы пять баксов!
...Было еще много путешествий. Аквапарк «Порт Эль Кантауи», морская прогулка на пиратском судне в неспокойном Средиземном море и ныряние в набежавшую волну, ужин с танцем живота и лазерным шоу. Были волнующие встречи нашей делегации в отелях «Совива» в Сусе и «Prima Life Skаnes» в Монастире - с национальными танцами и украинскими флагами в руках местных аниматоров.
Было море - не очень теплое в эту пору, но столь манящее. И было расставание с Тунисом. Расставание, хочется верить, недолгое, ибо брошены монетки в Средиземное море, а значит, мы обязательно еще хоть разок вернемся в эту страну, покорившую нас гостеприимством и дружелюбием.
Аэробус взмыл в небо Туниса, и маленькая страна из восточных сказок, скрывшись под облаками, тут же наполнила наши сердца светлой щемящей грустью...