Жить для чужих

После смерти любимой подруги Женя стала матерью ее детей

Дружили две подруги: Лида и Женя. С пятого класса сидели за одной партой. Лида жила возле самой школы. Ее родители были учителями. Порядочные интеллигентные люди в своей единственной дочери души не чаяли. Лида была беленькой, с темными глазами, спокойная, рассудительная. А Женя  - русоволосая, зеленоглазая, непоседа. Такие разные, но они чудесно понимали друг друга.
После развода с Жениным отцом, ее мама снова вышла замуж, родила еще двоих девочек. Мать была безразлична к старшей дочери. Не обижала, но и не защищала Женю от отчима, который наказывал девочку за малейшую провинность, а часто и за шалости родных дочек, которые сваливали на нее свои проказы. Девочка видела, что мать сестричек обцеловывает, ласкает, а ей она чужая. Сестры тоже не пылали любовью к Жене. Она страдала, но жаловаться было некому.

Но Бог послал ей ангела-хранителя. Зима в тот год была морозная и снежная. Детвора на санках съезжала с крутого берега на лед замерзшей реки. Была там и Женя с сестрами. И средняя сестричка толкнула Женю в прорубь. Девочка промочила валенки, но, боясь гнева матери и отчима, не побежала домой, а продолжала кататься. Простудилась. Ночью она уже задыхалась. С двухсторонним воспалением легких отвезли ее в районную больницу. Выздоравливала долго. Мать проведала ее только раз. А вот мама Лиды, Надежда Петровна, которая еще была и классным руководителем, бывала часто.

Когда пришла в школу, ее посадили возле Лиды. С той поры они и подружились. За время болезни Женя отстала в учебе, и Лида с удовольствием занималась с подружкой, часто приглашала ее к себе домой. Родители Лиды жалели девочку, подкармливали. Надежда Петровна ненавязчиво учила ее всему, что пригодится в жизни: культуре поведения, морали, привила любовь к книге, да всему тому, чему должны учить родители своих детей. А Женя платила им любовью, преданностью. Шли годы, девчата выросли, дружба их крепла, они доверяли друг другу свои девичьи секреты, мечты. Обе увлекались поэзией, им легко давалась учеба. Еще в десятом классе Лида познакомилась с Анатолием, который уже окончил техникум механизации. Влюбилась в него. И Женя знала об их романе, она была их доверенным лицом. Она по-доброму завидовала подруге, ведь у той был любимый, а ей никто не нравился.
После школы подруги разъехались. Женя поступила в Николаевский пединститут, а Лида в Одессе училась на экономиста. Но дружбу девчата сохранили, как и раньше, доверяли друг другу самое сокровенное. Лида ждала из армии Анатолия. Скоро и свадьба у Лиды с Анатолием состоялась. Женя была дружкой.
Лида училась недолго. Тяжело переносила беременность, начались проблемы с почками, и ей пришлось несколько месяцев провести в больнице. Родилась у них дочка. Конечно же, Женю взяли крестной, все в доме подруги крутились вокруг дочери. Женя продолжала учиться. А вот Лида не смогла закончить институт, и на то были причины: часто болел ребенок.
Женя вскоре вышла замуж. Муж был красивый и умный. Они вместе учились в институте и на последнем курсе поженились. А дальше с ними случилось все, что обычно происходит со студенческой семьей. Полное отсутствие денег. Пришлось что-то выдумывать. Но постепенно финансовое положение налаживалось. Потом, продолжая упорно трудиться, закончили учебу, сняли квартиру и стали по кирпичику строить карьеру. Все получалось. Муж понимал свою задачу так: он добытчик и все заботы о материальной стороне жизни лежат на нем. Женя тоже старалась изо всех сил. Ей хотелось своих собственных денег. Когда встал вопрос о детях, она сказала, что сейчас неподходящее время, она не может оставить работу, придется подождать. Муж согласился. А что ему еще оставалось делать? Они уставали. Под вечер порой не было сил общаться. Как-то незаметно становились все дальше и дальше друг от друга. Семьи не получалось. Прожив по-соседски еще год, они развелись.
Порой она думала, что, наверное, все дело в ее детстве. Ведь она выросла без материнской любви, и боялась, чтобы и она не была безразличной к своим детям. Ведь это такая трагедия для ребенка. А Лида жила с мужем хорошо, дружно. И со свекрами у нее были хорошие отношения. Долго жили вместе, а потом домик себе купили, обустроили его с любовью. Всем было видно, что они счастливы.
Женя на то время тоже уже имела квартиру в городе, но была одна. Возможно, имея хорошую работу после института, была чересчур требовательной. Избегала   искренних привязанностей, опасаясь, что они непременно заканчиваются и несут с собой страдания и боль.
Но оказалось, что хорошо тоже не было. Было никак... Проведывала подругу часто, однажды привезла красивый пейзаж, и, наблюдая, как Анатолий и Лида вешают картину, как обращаются друг с другом, радовалась за них. Однажды у нее вырвалось:
- Жаль мне тебя, хотя и хорошего мужа имеешь. Но что ты видишь в своем селе? Что знаешь о настоящей жизни?
Лида не обиделась:
- Настоящая жизнь? Это моя семья! И мы ждем пополнения.
- Но тебе же нельзя рожать. Ты так долго восстанавливалась после первых родов.
- Прорвемся! - задорно воскликнула Лида.
Родился мальчик.
- Посмотри, он - копия отца, - встретила подругу счастливая Лида. - И глаза, как у Толика, синие, как небо.
Договорились, что скоро соберутся, отметят рождение малыша.
- Вот только располнела я, нужно на праздник приобрести что-то.
- Не волнуйся, я все сделаю. Куплю ткань и сама сошью.
Но праздник все откладывался. Лида почувствовала себя плохо...
Когда она умерла, Женя была в командировке. Купила подруге ткань, нежно-зеленый трикотаж с маленькими листиками по полю. Представляла, как наряд украсит подругу.
В село Женя поехала не сразу. Не могла. Страшно было представить, что Лиды больше нет, и открыть свое сердце подруге можно только на ее могиле. И ничего не услышать в ответ.
Но шло время, и она, наконец, отважилась. Достала ткань, которую покупала Лиде. «Подарю ее доченьке», - решила. А сердце заболело, запекло.
Сначала проведала Лидиных родителей, которые от горя ссутулились, постарели. Поплакали вместе. Надежда Петровна рассказала подробности ухода Лиды, сказала, что Анатолий с детьми теперь живет у своих родителей.
- Не мужская это работа за младенцем смотреть. К тому же, люди говорят, начал в рюмку заглядывать, - печально прибавила мать.
- Он свое горе заливает, - подтвердила и мать Анатолия.
Сказала об этом без осуждения, без слез, устало. В эту минуту в соседней комнате заплакал малыш. Сестричка Маша взяла на руки, успокоила.
Женя обняла девочку, которая, как птенчик, прижалась к крестной и горько заплакала.
- Так тяжело без мамы. В классе у всех есть мамы, только у меня нет... И платье мне некому сшить...
Женя вынула из сумки отрез трикотажа, обернула им крестницу:
- А из этого сошьем тебе и платье, и брючный костюмчик, ни у кого такого не будет...
Возвратившись в город, Женя не могла себе места найти, не могла уснуть. Все перед глазами стояла Машенька, ее полные слез глаза. Жалко ей было и Анатолия. Еще недавно это был энергичный, счастливый человек, а теперь у него потухшие глаза. Но самое страшное, что начал выпивать каждый день. Женя теперь часто ездила в село, старалась поддержать осиротевшую семью.
Однажды Надежда Петровна внимательно посмотрела на Женю и промолвила:
- Ты всегда нам была, как родная. Вот если бы ты согласилась выйти замуж за Анатолия. Он очень хороший, выпивает сейчас, но никогда же не пил! Отличный отец, хозяин. Жалко и его, и деток.
Женя даже вскочила от неожиданности, она и в мыслях не допускала пойти на чужих детей. Проведывала их, потому что это дети Лиды. Любила их, потому что любила Лиду. А дети тоже тянулись к ней. И Анатолий как-то странно смотрел на нее, как будто чего-то ждал от нее.         
Пошла на могилку Лиды, зажгла свечечку, присела на лавочку и тихонько рассказывала о своей жизни, что дети ухожены, бабушки смотрят за ними, об Анатолии, что он начал выпивать, много курить. А однажды она услышала, как за гаражом он глухо рыдал. И еще о том, что ей не хочется после выходных возвращаться в город.
Женя выговорилась, стало легче. Вокруг было тихо-тихо. Задумчиво смотрела на стройную березку, что росла возле могилы. Вдруг налетел ветерок, и березка зашелестела своей молодой листвой. Закачались ее тонкие веточки, потом еще раз, уже сильнее, и снова стало тихо. Жене показалась, что это Лида подает ей знак, что она услышала ее и благословляет на хорошее дело.
Она долго сомневалась. Ведь стать матерью чужим детям
непросто. Переехать из города в село, оставить хорошую работу решилась не скоро. Даже идя с Анатолием в загс регистрировать брак, сомневалась: не ошиблась ли, сможет ли?
Смогла. Хотя сначала было очень тяжело. Но со временем все устроилось. Малыш подрос, Анатолий отказался от рюмки, даже бросил курить.
Иногда она думала: «Как она могла жить раньше, без забот о других, хлопот? И какое это счастье быть кому-то нужным. Как боялась иметь детей, боялась ответственности. И теперь она поняла, что именно имела в виду Лида: «Настоящая жизнь? Это моя семья». Все вместе они ходят к Лиде на кладбище проведать. А в этот раз пришла одна.
- У нас все хорошо. Ждем пополнения, думаю, будет маленькая Лидочка...