Неограниченный район плавания

Аров Борис
Комментарии:
Среди знаковых страниц истории николаевских корабелов - выход в космос судна «Академик Сергей Королев»
В День авиации и космонавтики вспомним знаковое событие как для Черноморского судостроительного завода, так и для всего Николаева, когда корабелы вручали космонавтам свое детище - научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королев».
Заканчивался 1970 год. По запорошенным снежинками улицам николаевцы спешили домой к ветвистым елочкам, готовясь встретить Новый год. Но самый главный новогодний подарок города корабелов стоял у пирса Черноморского судостроительного завода, сверкая белизной корпуса и мириадами огоньков. Прибыли, словно из сказки, легендарные гости - космонавты Валерий Быковский и Владислав Волков. А с ними самый близкий друг Сергея Павловича Королева - его жена Нина Ивановна.
Мне посчастливилось быть свидетелем этих незабываемых минут. Рядом стоял главный строитель корабля Иван Иосифович Винник. Я до этого много раз встречал его на стапелях, в отсеках строящегося корпуса судна, на оперативках. В бессменной темной куртке и красной пластмассовой каске он мало чем отличался от окружавших его рабочих. Между 6 и 7 утра его уже видели в цехе. А уходил домой почти в полночь... И вот стоит в выходном нарядном костюме. Белоснежная рубашка подчеркивает бледность уставшего лица. Заметнее стали складки на большом лбу. Но глаза! Они выдают нескрываемую радость!
- Не верится, что пришел этот час, - говорит Винник.
Да, это был для николаевских корабелов звездный час. В том числе и для него. Он слышит слова председателя государственной комиссии по приему судна Н. В. Кошкарева:
- Отлично, Иван Иосифович, все отлично! Ты же знаешь, не первый корабль принимаю. Но такого еще не было. Спасибо тебе! Всем черноморцам спасибо!
- Смелое инженерное решение, - подчеркивает космонавт Волков.
Нине Ивановне трудно скрыть волнение. Ее слова - это и боль души, и теплота признательности за добрую память о муже:
- Отныне считайте, что у экипажа этого судна есть еще один порт приписки - мое сердце.
На митинге всматриваюсь в лица корабелов. Среди них главный технолог А. Н. Захаров, судосборщики А. А. Пернатий, В. М. Кочерев, бригадиры В. Ф. Хилько, П. Н. Щербаков, В. А. Ополинский, П. М. Борисов, конструкторы С. М. Козлов, Ю. Т. Каменецкий, А. И. Подлесный, В. Н. Левин, технологи А. В. Шабловский, И. А. Нежинский, заместитель главного строителя И. Н. Овдиенко, начальник участка Г. С. Браславский, инженеры А. Н. Даноусов, Г. А. Волочинский, генеральный директор завода А. Б. Ганкевич...
Рядом с корабелами и космонавтами стоял и человек, к которому то и дело обращались космонавты, да и создатели уникального корабля. Уж очень знакомым показалось мне его лицо. Им действительно оказался бывший студент Николаевского судостроительного техникума Яков Трегуб, с которым мы вместе учились в 1933-1937 годах. Я - на корпусном, а он на только что созданном факультете электросварки. После окончания техникума успешно сдал экзамены в Ленинградскую военно-электротехническую академию. Завершение его учебы там совпало с началом Великой Отечественной войны. И сразу - фронт. В жарких сражениях на Курской дуге саперы этой бригады героически держали оборону, не пропустили врага. Особое задание выполнял в боях по прорыву мощных оборонительных фортификаций врага на подступах к Берлину, участвовал в разминировании Потсдама перед историческим подписанием здесь акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Его привлекли к кропотливой и ответственной работе по изучению захваченной у врага самой совершенной военной техники, вплоть до ракет. На войне был дважды ранен и снова возвращался на фронт.
...А потом знаменитый полигон Капустин Яр. На установленной здесь памятной доске с именами участников первого пуска баллистической ракеты 18 декабря 1947 года есть и его имя. Был начальником стартовой команды и во время последующих пусков ракет, созданных ОКБ С. П. Королева.
В 1963 году Сергей Королев приглашает Якова Исаевича в свое ОКБ заместителем главного конструктора. Тогда генерал Трегуб погрузился уже в испытания не только ракетной, но и космической техники. Это и привело его на встречу с городом своего детства и юности для участия в приеме судна «Академик Сергей Королев».
- Не скрою, - говорит Яков Трегуб, - я очень рад успеху земляков. Дело рук золотого фонда классных специалистов. К тому же, возможность приехать в родной город считаю подарком судьбы.
Все потрудились на славу. А ведь заказ поступил на завод внезапно. Он не был предусмотрен пятилетним планом. Построить нужно было быстро. В ЦКБ «Черноморсудопроект» начали искать оптимальное решение. Дело в том, что ранее по их проекту завод строил серию сухогрузных судов. Один из таких сухогрузов в данный момент находился на стапеле. А что, если использовать этот корпус?
Одно из главных требований к новому заказу - неограниченный район плавания. Значит, потребуется значительный запас топлива. Родилась оригинальная мысль. Пусть корпус уже строящегося сухогруза явится как бы внутренним корпусом нового судна с тем, чтобы междубортное пространство использовать как цистерны для топлива. Это даст возможность получить дополнительные площади для размещения на борту корабля специального назначения научных центров и лабораторий.
Так был построен новый внешний корпус, в который «одели» уже готовый. В то время, когда корпусники работали на внешнем, монтажники занимались монтажом механизмов, оборудования.
Чтобы сократить сроки подготовки производства, заводские технологи работали в стенах ЦКБ и уже на кальке наносили необходимые технические указания для цехов-исполнителей. Если раньше, как правило, завод посылал своих технологов в далекий Ленинград, то на этот раз не несколько человек, а большая группа отправлялась в ЦКБ на... трамвае. Все решалось как никогда оперативно. Сроки подготовки производства сократились на несколько месяцев. ЦКБ во главе с С. М. Козловым и Б. Т. Каменецким, заводские конструкторы и технологи, рабочие держали экзамен на высокую зрелость. И как было признано, создали великолепный корабль.
27 декабря 1970 года в 17.45 «Академик Сергей Королев» начал новую жизнь.
...Поздний вечер. Гости покидают корабль. Над широким Бугским лиманом звучит сочный бас прощального гудка. В ночной мгле медленно тают огоньки океанского лайнера.
- Корабелы выходят в космос, - говорит один из старших рабочих.
Ивану Иосифовичу эта фраза вначале показалась слишком броской. Но посмотрев вслед уходящему кораблю, сказал:
- А что, пожалуй, он прав.
Минувшие 40 лет для николаевских корабелов были насыщены многими трудовыми свершениями, особенно в пору строительства авианосцев. А затем...
К сожалению, до сих пор не удается возродить ЧСЗ, его былую славу, но надежды остаются...
Среди знаковых страниц истории николаевского судостроения яркой остается и страница символического выхода корабелов в космос.

(Космонавты и Нина Королева с группой черноморцев и николаевцев. Слева направо. В верхнем ряду: журналист Б. Аров, писатель М. Божаткин, главный инженер ЧСЗ Г. Балабаев, генерал Я. Трегуб, начальник главного управления МСП Л. Резунов, заместитель директора ЧСЗ С. Кириченко. Во втором ряду: секретарь парткома ЧСЗ Э. Шавокшин, председатель облисполкома  И. Грицай, космонавты В. Быковский и  В. Волков, секретари николаевского обкома партии В. Васильев и В. Демьянов. В нижнем ряду: первый секретарь николаевского горкома партии Л. Шараев, Н. Королева, генерал ЦУКОСа Спица. Николаев, 26.12.1970.)