Борцы цирка сделали популярной оперетту

Комментарии:

Спортивные хроники Российской империи начала XX столетия

В России профессиональные борцы выступали на ярмарках, площадях, гуляниях и балаганах с середины XIX века. Стали проходить и чемпионаты по французской борьбе. В цирках появлялись борцы, выступавшие под маской.
Профессионалы называли это «бороться под чулком». Надо сказать, что борьба в масках имела давнюю традицию. Впервые замаскированный борец появился на цирковом представлении в Париже примерно в середине ХIХ века. Этот атлет вышел на арену, через несколько секунд бросил на лопатки своего противника, сел в роскошную карету и умчался прочь.
Париж гудел. Передавали, что под маской скрывается один из представителей высшей аристократии - чуть ли не герцог. Таинственный человек в маске стал регулярно появляться в цирке, неизменно выходя победителем из схваток с борцами. Ситуацию прояснил парижский мальчишка, который прицепился к карете таинственного атлета и узнал, что «герцог» на самом деле является обыкновенным борцом, которого наняли хозяева цирка.                                                                            
В дореволюционном цирке спорт дополнялся рекламными трюками, воздействующими на публику.
Борьба под маской была одним из таких приемов. Существовали и другие приемы. Борцы часто выбирали себе какой-то резонансный стиль поведения. Так, например, Франц Беньковский имел прозвище «Циклоп». Он играл на арене роль борца-зверя - рычал, бросался на противников. Публика, возмущенная его поведением, швыряла на арену различные предметы.
В набор рекламных методов входили и всевозможные легенды, которые рассказывали о знаменитых борцах. Передавали, в частности, что атлет Эмиль Фосс однажды в Риге вошел на палубу парохода, который увозил его коллег по цирку Чинизелли. Во время беседы пароход стал отходить. Тогда атлет схватился за торчащий шест и притянул судно к берегу. Затем сошел на землю.
После революции и гражданской войны чемпионаты французской борьбы возобновились.
Вновь на манеже практиковались различные трюки с целью воздействия на зрителя. Борцы опять выступали под масками: «Черная», «Синяя», «Желтая», «Золотая», «Сатана» и проч.
Цирковая борьба, тесно связанная с коммерческим интересом, рекламной шумихой, сыграла все же колоссальную роль в популяризации спорта. Отзвуки этих ярких зрелищ можно найти в оперетте Л. Лядовой «Под черной маской». В ее основу легли подлинные события из жизни легендарного русского борца Ивана Поддубного.
Оперетта «Под черной маской» с успехом шла во многих музыкальных театрах страны - в Москве, Одессе, Краснодаре. Смогли посмотреть ее и жители города Николаева.

Вячеслав ЧУНИХИН, краевед