Демьяны бедные и опасные...

Комментарии:
Одесский бомж за убийство в Новоодесском районе получил очередные 15 лет тюрьмы
Сотрудникам уголовного розыска УМВД области часто приходится сталкиваться с преступлениями, совершенными бомжами.
В советские времена в Уголовном кодексе УССР была статья 214, которая предусматривала ответственность за дармоедство, бродяжничество и попрошайничество. Тогда работники милиции не оставляли таких лиц без внимания. В спецприемниках устанавливали их личность, проверяли на причастность к совершению преступлений. Если за бродягой не было тяжких грехов, на первый раз его официально предупреждали о недопустимости ведения антиобщественного образа жизни. Однако большинство этих типов имели за спиной не одно преступление. И если их вина была доказана - бомж отправлялся в места не столь отдаленные.
Еще не так давно в Украине функционировали 36 приемников-распределителей. Через них в год проходило в среднем 36 тысяч бродяг. В 2007 году в Украине побывала делегация Европейского комитета против пыток. Гости наведались в специальные учреждения и сделали вывод: работа, проводимая сотрудниками правоохранительных органов, противоречит статье 29 Конституции Украины. В ней речь идет о недопустимости задержания граждан без мотивированного решения суда. В результате этого в марте 2009 года МВД инициировало изменения в Законе Украины «О милиции», после чего милиция имеет право задерживать подозрительных субъектов лишь после судебного решения. После этого нововведения милиция утратила возможность контролировать бомжей. А следствием стал рост преступлений, совершенных ими.
...Ноябрьским вечером 2009 года в селе Новопетровка Новоодесского района на улице нашли погибшим 50-летнего Александра. Неподалеку от трупа валялся увесистый булыжник в пятнах засохшей крови. Оказалось, за селом выпивала компания: четверо местных и еще один мужик, который назвался Димоном. Когда участники попойки расходились по домам, трое ушли вперед (среди них кстати, был и сын убитого), а Александр с Димоном чуть отстали, о чем-то горячо споря. Дойдя до дома и не дождавшись отца, сын вернулся и увидел возле опоры трансформатора бездыханное тело.
Подозрение тотчас пало на Димона. Он раньше жил в Одессе и недавно отсидел срок за убийство. Интуиция подсказала сыщикам, что, совершив очередное убийство, тот попытается рвануть в Одессу на попутках. И сыщики быстро направили в ближайшие подразделения милиции ориентировки на беглеца. Одна из групп захвата проверяла участок автодороги Вознесенск-Одесса. Перед Веселиново сыщики заметили мужика, едущего в сторону Одессы на велосипеде.
Приметы «спортсмена» совпадали с внешностью Димона. Милицейская легковушка перегородила ездоку дорогу. Сыщики быстро прижали велосипедиста к земле и надели на него стальные «браслеты». Куртка была в крови, а в карманах нашли спичечный коробок, в котором лежали 13 малокалиберных патронов, и самодельный пистолет. В сумке велосипеда лежало белье, термос, отвертка и карта Николаевской области.
Задержанного велосипедиста доставили в Новоодесский райотдел милиции, где и установили его личность. Им оказался 32-летний Демьян Сосков, ранее дважды судимый за кражи и неумышленное убийство.
Сосков быстро во всем сознался. Освободившись после отбытия 12-летнего срока, Демьян задумался, где бы «приземлиться» и откормиться? Лучшим вариантом была сельская глубинка, подальше от бдительных глаз милиции. Демьян выбрал село Новопавловку, там сошелся с женщиной. Некоторое время отдыхал от «каторжанской» жизни. Казалось бы, живи на свободе и наслаждайся тем, что имеешь.
 6 ноября 2009 года он  зашел в летнюю кухню и выкатил оттуда велосипед. Затем быстро запихнул в сумку 17 литров меда, расфасованного в пластиковые бутылки. И уехал из села. Мед спрятал в укромном месте и менял его на самогон в соседних селах. Этого запаса ему хватило на три недели.
27 ноября нелегкая занесла его в Новопетровку. Здесь он встретил ту злополучную компанию. По доброте душевной они пригласили и Соскова. Пили все подряд: водку, самогон, домашнее вино. От этого гремучего коктейля языки у мужиков развязались, и они, увидев на руках Димона наколки, стали его подначивать.  Сосков хотел мирно урезонить «колхозников». Однако Александр не угомонился и бросил в лицо Димону оскорбительную фразу. Тем самым подписал себе смертный приговор.
Выбрав момент, когда участники попойки ушли вперед, Сосков завел едва стоящего на ногах Александра за трансформаторную будку и сбил его с ног. Затем сел жертве на ноги и четыре раза ударил по голове попавшим под руку камнем. Убедившись, что обидчик мертв, Димон решил затеряться в родной Одессе. Той же ночью взломал замок сторожки зернового тока в селе Новониколаевка, где иногда с разрешения сторожей ночевал. Торопливо сгреб в сумку: термос, отвертку, напильник, маникюрный набор и карту области. Затем вынул из тайника самодельный пистолет и спичечный коробок с патронами и положил в карман окровавленной куртки.  
Вскоре Апелляционный суд Николаевской области приговорил Демьяна Соскова к 15 годам лишения свободы.
Справедливость восторжествовала. Но проблема недопущения совершения преступлений лицами без определенного места жительства так и не решена. Хотя нельзя утверждать, что государство пустило этот вопрос на самотек. Для бомжей оборудованы приюты и ночлежки. Имеются такие заведения и в Николаеве. Кроме того, бродяги могут обратиться в центры реинтеграции, работающие в различных городах под эгидой министерства социальной политики. Правда, принудительно помещать их туда никто не имеет права. Потому если бомж и дальше хочет ночевать в подвале, запретить ему это нельзя.
Надо признать, что закрытие спецприемников для бродяг значительно осложнило работу милиции. Ныне правоохранители, согласно закону, должны в течение трех часов установить личность всякого задержанного. Если это не удалось - его вынуждены отпускать. А бомжу только того и нужно. В течение суток бродяга может быстро уехать в другой регион. Ищи его потом, свищи.
Если бомжей нельзя сфотографировать и откатать их пальчики, то, ясное дело, нет и возможности предъявить потерпевшим фотографии этих лиц. Как их ловить? А преступления они совершают по самым ничтожным поводам.
Летом 2010 года в Николаеве возле автовокзала под билдбордом были обнаружены трупы двух бродяг. Их зарезал такой же бездомный за то, что они накануне вечером избили его и отобрали… 10 гривен. Еще один труп бродяги был найден зимой в подвале многоэтажки. Оперативники быстро нашли убийцу. Им оказался тоже бомж, который зверски лишил жизни «коллегу» за кусок торта, найденный убийцей в мусорном контейнере и оставленный для вечернего чаепития.
Такие примеры можно приводить и дальше. Но ведь бомжи не только потенциальные злоумышленники, но и (причем, нередко) жертвы преступлений. Яркий пример этому - зверское убийство группой малолеток бродяги, изуродованный труп которого был обнаружен под Широкобалковским мостом.

Владимир ЗАЦЕРКЛЯНЫЙ, член Национального союза журналистов Украины, Центр общественных связей УМВД области