То ротмистры, то комиссары

Комментарии:
Николаевские городские хроники начала XX столетия
Приказчик с Таврической улицы
К жандармскому ротмистру, служившему в Николаеве, явился мещанин, живший на Таврической улице. Он сообщил, что его сосед - опасный революционер:
- Сам как-то сказал мне, что все время думает о Марксе. А Карл Маркс, как известно, предводитель всех бунтовщиков.
Заинтересовавшись сообщением, ротмистр стал подробно расспрашивать насчет соседа.
- Что еще подозрительно, - заявил мещанин, - так это то, что по ночам он выходит на крыльцо и долго смотрит в небо.
Получив необходимые сведения, ротмистр приказал установить наблюдение за подозрительным соседом. Однако результатов это не принесло.
Выяснилось только, что подозреваемый - приказчик и служит в магазине на Соборной. Поломав себе голову, ротмистр вызвал приказчика к себе и напрямую спросил у него:
- И что же это заставляет вас все время думать о Марксе?
Приказчик оторопело уставился на ротмистра, а затем поправил его:
- О Марсе, господин ротмистр. Мне очень интересно: существуют ли на этой планете разумные существа? А вы тоже увлекаетесь астрономией?
Ротмистр остолбенел, затем стал что-то мямлить о Солнечной системе и поспешил отпустить приказчика домой.
Нагая Одесса
В дореволюционном Николаеве было немало состоятельных господ, которые в поисках пикантных развлечений ездили в большие города. Там можно было посетить различные развлекательные центры, полюбоваться на нескромных певичек и обольстительных танцовщиц. О репертуаре таких заведений узнавали из сообщений прессы.
Например, 13(26) июля 1901 года «Одесский листок» писал, что целая сеть шантанов покрыла Одессу. На Ланжероне публике показывают канкан, в «Гранд Отеле» перед посетителями мелькают голые ноги и плечи, в «Северной» наблюдается еще большая оголенность.
Прочитав об этом, какой-нибудь господин срочно отбывал в Одессу. А вернувшись, рассказывал знакомым о посещении кафе-шантана:
- Это такое безнравственное зрелище! Первый раз я, правда, не все рассмотрел. Пришлось вновь потратиться и опять посетить шантан. Смотрел во все глаза, но все же многие важные детали ускользали. Так я взял у знакомого подзорную трубу и пошел в третий раз. И только тогда получил полное впечатление. Вам, голубчик, настоятельно рекомендую поехать и все увидеть своими глазами. Уверен, сгорите от стыда.
Ария для комиссара
В подвале Николаевской ЧК разговаривали двое арестованных.
- Слушайте, Рабинович, как вас угораздило сюда попасть?
- Вы же знаете, по Николаеву все время ходят эти ужасные большевики-комиссары и производят обыски. Так мне посоветовали: как только они придут, надо сделать для них что-нибудь приятное.
- А именно?
- Например, спеть «Интернационал». Это их смягчит. Так я и хотел поступить. Но когда на пороге появились комиссары с револьверами и гранатами, у меня в голове все перевернулось. И вместо «Интернационала» я запел «Боже, царя храни!»