Лечим автошрамы

Комментарии:
На исправление даже небольшой царапины нужно потратить довольно много времени и денег.
Вряд ли у нас найдется автомобиль, который проехал по украинским дорогам больше года без последствий для кузовного покрытия. Причем, необязательно речь идет об аварии. Коснулся при парковке торчащего из-под земли штыря, получил вылетевшим из-под колес грузовика камнем по капоту - если бы автомобили умели говорить, каждый из них рассказал бы об одном из таких приключений. Результат таких дорожных происшествий отражается шрамами на кузове автомобиля в виде многочисленных потертостей и царапин. На скорость они не влияют, но вот внешний вид машины и имидж владельца портят. Естественно, как только таких отметин становится много либо они сильно бросаются в глаза окружающим, автомобилист задумывается о визите к «косметологу» - специалисту по автопокраске.
Но вот только к кому обратиться? Рекламой СТО с малярным цехом объявления в специализированной прессе буквально кишат, но при прозвоне выясняется, что цены на услуги станций отличаются в разы - мастера объясняют это разницей в технологиях. Естественно, хочется подешевле, но соседи по гаражу отговаривают, рассказывая страшилки о том, как после неумело оказанной услуги краска буквально через год отваливается пластами либо металл начинает ржаветь прямо под покрытием - мол, лучше обратиться на профессиональную станцию и заплатить подороже. Другие знакомые, наоборот, советуют никого не слушать и заехать в гараж к «дяде Васе», который, в отличие от жадных фирмачей, делает все и хорошо, и дешево. А на авторынке советуют для устранения «мелочей» и вовсе сделать все самому - купить баллончик и аккуратненько «задуть» повреждение. Но это еще полбеды - краску, оказывается, нужно еще и подобрать. Но вот как это сделать правильно, чтобы после покраски деталь не выделялась свежей краской?
Стоит ли авто выделки?
Начнем с общеизвестной фразы о том, что на «каждый товар - свой купец». Иначе говоря, если у вас недорогое авто, тратить большие деньги на покрасочные работы смысла нет. Соответственно, есть смысл попытаться заменить поврежденную деталь на точно такую же «бэушную» с разборки либо подкрасить ее самостоятельно из баллончика, либо вообще ничего не делать, ограничившись наклейкой в стиле «Шрамы тигру - не помеха».
Многие владельцы недорогих машин с целью экономии красят сами - для этого нужен нехитрый инструмент (шпатели, шлифмашинка, респиратор и т. д.), распылитель краски и расходные материалы (химия для снятия старой краски,  растворитель и сама краска). Однако хорошо покрасить в кустарных условиях автомобиль очень сложно - нужно и нанести покрытие, и высушить автомобиль по особой технологии. Кроме того, такая работа отнимает много времени и сил (почти месяц труда). После самостоятельной перекраски автомобиль выглядеть как новый, естественно, не будет, однако такой ремонт - все же лучше, чем ничего.
Подбор цвета
Если автомобиль почти новый или просто в хорошем состоянии, а визит к автомаляру связан лишь с повреждением кузова в результате дорожно-транспортного происшествия, производится только частичная покраска кузова. В этом случае, на СТО должны произвести операцию по подбору цвета. Дело в том, что даже за несколько месяцев эксплуатации автомобиля краска на кузове выгорает, и если ремонтируемую деталь (например, дверь) окрасить в цвет, подобранный по каталогам производителя в соответствии с кодом кузова, она будет выделяться. Чтобы такого не произошло, автомаляр-колорист подбирает с помощью компьютера оттенок краски. Например, если по каталогу цвет авто называется «рубин 110», мастер подбирает из его вариантов (чуть темнее или чуть светлее) подходящий к конкретному автомобилю оттенок. После того, как наиболее подходящий выбран, колорист вводит его код, выбранный вариант и необходимое количество краски. В результате компьютер выдает рецепт для приготовления необходимого количества краски заданного цвета. Колорист на весах отмеряет каждый компонент согласно рецепту и в конце концов получает то, что нужно. Как видим, в вышеописанном процессе главное не компьютер, а опыт колориста.  
Секреты качества покраски
Для того, чтобы после покраски новое покрытие служило долго, в мастерской должны произвести комплекс работ по специальной технологии. Для этого у мастеров должно быть спецоборудование, наличие которого лучше проверить перед тем, как сдавать свой автомобиль.
Подготовка. Перед покраской автомобиль должен быть идеально вымыт. Также должно быть абсолютно чистым помещение, в котором производится покраска - для борьбы с пылью на хороших СТО устанавливают фильтры и особую систему вентиляции. Кроме того, в приличной мастерской даже шлифмашинки снабжены пылеуловителями, а в помещении работает промышленный пылесос. Если какие-то покрасочные работы производятся не в спецкамере (например, красится мелкая деталь), помещение должно быть оснащено инфракрасными излучателями локальной сушки небольших участков повреждений кузова. Во-вторых, проследите за тем, чтобы перед покраской мастера сняли все детали, которые могут мешать покраске и требуют других технологий восстановления. Это замки, молдинги, уплотнители (многие их не снимают, а ведь именно в таких местах скапливается влага, и они чаще подвержены коррозионным процессам).
Выделка. Мастера должны удалить все следы коррозии и полностью снять старую краску. Стоит отметить, что некоторые умельцы утверждают, что полностью удалить краску нельзя, и производят лишь частичную зачистку. Как правило, это утверждение не соответствует истине - современные технологии позволяют удалить любую краску полностью. После этого кузовные детали шпатлюют - наносят слой пастообразного материала (шпатлевки) для выравнивания поверхности. Отметим, что шпатлевка - материал гигроскопичный, то есть хорошо впитывает любую влагу. И если после шпатлевания на место ремонта попала вода, мастера обязаны снять шпатлевку и переделать все наново.
Окраска. После высыхания шпатлевки детали грунтуют и приступают к покраске. Отметим, что общая толщина лакокрасочного покрытия должна быть 70-120 мкм. Чтобы добиться такой толщины, сохранив при этом хорошее сцепление с подготовительными слоями, окрашивать необходимо в три слоя. А сама краска должна быть качественной - дешевую нанести равномерно очень сложно. Кроме того, в хороших мастерских сушку проводят только в спецкамерах - в них поддерживается постоянная температура в 60-70 градусов. Конечно же, все эти действия невозможно выполнить в гаражных условиях. Именно поэтому мы рекомендуем обращаться за такой услугой лишь на хорошо оборудованные станции, где она стоит недешево.

Владислав Бовсуновский, журналист